«На чистый стол пред Г-сподом» (24:6). Слово הונאה (онаа) имеет два значения: обман и причинение моральных страданий. Откуда у евреев, отличительные признаки которых — стыдливость, милосердие и добродетельность, может быть такое поведение, как обман других людей и причинение им моральной боли? Не иначе как оно проникло к нам извне, и мы обязаны с негодованием отринуть такие поведенческие нормы.
Есть известный анекдот: «Абрам ворочается в постели и пол ночи никак не может уснуть. Сара спрашивает:
— Шо-то случилось, Абраша? Зачем не спишь?
— Таки я задолжал Мойше пятьсот рублей и не знаю, как вернуть ему долг.
Сара начинает тарабанить кулаком в стену:
— Мойша!!! Мойша!! Мойша!!!
Из-за стены раздается полусонный голос Мойши:
— Сара, шо-то случилось?
— Абрам должен тебе пятьсот рублей, таки он сказал, что он их не отдаст!
И поворачиваясь к Абраму:
— Все уже, спи Абраша, пускай теперь он не спит».
Героиня анекдота нарушила оба запрета: финансовый обман и причинение моральной боли. С этим все понятно, но часто люди оправдывают себя и причиняют другим боль, потому что считают, что у них «благие намерения» и они делают это для пользы самого же обижаемого. И именно на это содержится намек в нашей главе. Все храмовые сосуды Тора называет «чистыми»: «чистая лампада» (24:4), «чистый стол» (24:6). А жертвенник не называется «чистым жертвенником». Почему? Потому что его окропляют кровью. И хотя жертвоприношение — великая заповедь, тем не менее жертвенник Тора не называет «чистым».
Нечто подобное мы находим и относительно царя Давида. Всевышний сказал ему, что он не построит Храм, поскольку пролил много крови. И хотя все войны он вел только с разрешения мудрецов Торы и после того, как спросил Всевышнего через первосвященника. Но вместе с тем — кровопролитие остается кровопролитием.
Отсюда мы должны выучить урок: насколько нужно удаляться от обмана, мошенничества и причинения моральных страданий другим людям! Даже если нам кажется, что мы делаем это с благими намерениями. Ведь мы видим, что царь Давид не смог построить Храм… А уж тем более, когда намерения отнюдь не благие, а связаны с негативными качествами характера: завистливость, мстительность, сребролюбие…
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.