Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Праздничная трапеза традиционно ассоциируется с сочными и вкусными блюдами. Почему же одним из ингредиентов пасхального седера является горькая зелень?

Пасхальный вечер — самый замечательный и возвышенный вечер в году. Это вечер, когда вся семья собирается вместе, вечер духовного подъема, песнопений, прославлений и благодарения Всевышнему. Но наряду с чтением агады и праздничных песен, вместе с мацой и четырьмя стаканами вина, вместе с пасхальными яствами, на столе присутствует марор — горькая зелень.

И ладно бы мы вкушали горькую зелень один раз, чтобы вспомнить рабство, которое предшествовало избавлению. Но ведь мы едим ее и второй раз вместе с мацой, символом освобождения. Вперемешку с избавлением. Почему?

Процитируем слова Талмуда. Спросил рав Нахман своего раба, Дару: «Если господин отпустил раба на свободу и наградил его на дорогу серебром и золотом, что раб должен сказать ему?» Тот ответил: «Раб должен благодарить и прославлять бывшего хозяина».

Что нового сообщает нам здесь Талмуд? Разве мы не знали без ответа раба, что тот, кто получает подарок, должен сказать спасибо? А тем более такой подарок, как вечную свободу и большое имущество впридачу?! Но если мы задумаемся над этим вопросом, то откроем здесь, как и во всех других словах Учителей, глубокий смысл.

Рав Нахман был зятем главы евреев Вавилонии, и сам был великим раввином. У его раба были отличные жизненные условия, ведь, как писал Маймонид, «мудрецы древности давали рабу от каждого кушанья, которое они ели, и прежде кормили раба, а потом уже если сами». Как правило, рабу было невыгодно выходить на свободу, из-под опеки и покровительства хозяина в жестокий внешний мир, где нужно бороться за место под солнцем. Тем более от такого хозяина, как рав Нахман. Но рав Нахман предложил ему в награду большое количество денег, которое позволит бывшему рабу устроиться в жизни. Это уже другое дело. У хозяина есть только одна просьба: раз в год раб должен отмечать праздник освобождения. Допустим, он берет деньги и бежит вперед, к свободе.

Давайте попробуем мысленно проследить за ним и представить, что стало с ним через двадцать лет.

Если бывший раб разумно распорядился деньгами, вложил их в прибыльный бизнес, приобрел недвижимость, создал семью, приобрел хорошую репутацию и общественное положение, то мы найдем его в богатом доме, в окружении многочисленных домочадцев и с ощущением, что жизнь удалась. Он поднимает бокал за своего господина, который освободил его и подарил ему сумму денег, которая позволила ему встать на ноги как свободному человеку и разбогатеть.

Но если бывшему рабу свобода ударила в голову и он решил пожить в свое удовольствие, снял номер в самом дорогом отеле, обедал в лучших ресторанах и пропивал подаренные ему деньги, то очень скоро он обнаружит себя на улице, без крыши над головой и без копейки денег в кармане. Тогда он опустится на дно общества и через двадцать лет это будет разбитый человек, живущий в ночлежке. Он поднимает стакан горького вина со слезами и восклицает: «О господин мой, зачем ты причинил мне зло? Зачем ты выгнал меня?!»

Мораль сей басни: в Песах мы празднуем освобождение из Египта. Но оно было лишь началом долгого пути. Мы вышли на свободу, и получили великое духовное имущество: Тору, заповеди, веру, наставление, традицию, наследие предков.

Каждый год, когда мы собираемся вместе, чтобы отметить избавление, это прекрасная возможность подвести предварительные итоги, заняться самоанализом: как мы использовали данную нам свободу, что мы сделали с теми великим дарами, которые получили? Стали ли мы избранным народом, высокоморальным обществом, идущим по пути Торы и по нравоучениям пророков, в духе наших Учителей и наследия отцов, или превратились в испорченное общество, заимствующее всякую мерзость, импортирующее всякую грязь?

Ответ, к сожалению, не столь однозначен. И то, и другое. Маца — вместе с горькими травами…


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.