«А всякая глиняная посуда, внутрь которого упадет (из нечистого) — нечиста она для вас» (11:33). Глиняная посуда становится ритуально нечистой только изнутри, но если до нее снаружи дотронулось нечто нечистое — она остается чистой. Раби из Коцка объясняет это так: глиняный сосуд не имеет ценности сам по себе, вся его ценность в том, что у него есть внутреннее пространство, куда можно что-то поместить. А железный сосуд имеет ценность сам по себе, и поэтому становится ритуально нечистым даже в том случае, если нечистое дотронулось до него снаружи.
Человек подобен глиняному сосуду, «праху земному», и он не обладает ценностью сам по себе, если у него нет внутреннего содержания.
Когда окружающие народы видят внутреннюю духовность и честность евреев, — это прославляет имя Творца в мире, ведь мы являемся Его народом.
Этот случай произошел в Йемене много лет назад и упоминается в книге «Евреи Йемена». В то время евреи в основном зарабатывали на жизнь ювелирным делом. Среди них были известные мастера, достигшие высот в этом искусстве. Власть предержащие тоже пользовались услугами еврейских ювелиров и заказывали у них эксклюзивные работы.
Одним из ювелиров-специалистов в Йемене в те дни был раби Авраам Бадихи, который был великим знатоком Торы и вместе с тем — прекрасным ювелиром. Он прославился своим искусством по всей стране, и во дворе короля тоже были знакомы с его работой.
Настолько был знаменит этот ювелир, что когда наследник престола получил в дар очень дорогую цепочку из жемчуга, он обратился к раву Бадихи с просьбой обработать ее.
Поскольку цепочка действительно была очень дорогой, рав Бадихи опасался заниматься этой работой в своей мастерской. Он попросил принца выделить ему место во дворце, где он мог бы спокойно работать.
Наследник престола согласился, рав Бадихи прибыл во дворец и занялся ювелирной обработкой жемчужной цепочки.
Во время работы он вдруг заметил, что в углу комнаты валяется старинный большой металлический кувшин, который, как видно, лежал там уже много лет. Он был весь покрыт пылью, и никто не обращал на него внимания.
В один прекрасный день на этот кувшин что-то упало — и сердце рава Бадихи екнуло. По звуку удара он понял, что этот кувшин сделан из чистого золота!
Рав Бадихи обратился к наследнику престола и поделился с ним этим ошеломительным открытием — что кувшин золотой! Но принц только посмеялся и пренебрежительно сказал: «Можешь забрать его себе»!
Но рав Авраам не поддался соблазну и не взял себе кувшин. Он понял, что если бы принц знал об истинной цене кувшина, он бы не расстался с ним так легко.
Что сделал рав Бадихи? Он принес из дома специальную чистящую пасту, отчистил кувшин до блеска и принес его принцу. Когда тот понял, какую вещь он мог потерять, он проникся огромным уважением к еврейскому ювелиру, который не забрал себе золотой кувшин.
В то время евреи были притесняемы в Йемене и считались людьми второго сорта. Еврей не имел права сидеть выше араба, запрещено было покупать дома, пользоваться седлом и т.д.
Когда через некоторое время король умер и назначили коронацию принца, тот пригласил рава Бадихи и усадил его во главе собрания. Министры и все уважаемые люди, которые пришли на коронацию, не могли поверить своим глазам. Новый король сам преступает законы страны и сажает еврея выше арабов!
Король, заметив удивленные взгляды присутствующих, вынул золотой кувшин и начал рассказывать всем о праведности рава Бадихи, который не взял его себе, хотя имел полное право.
«Мог бы кто-то из вас поступить так же, как этот еврей?» — спросил король.
Это было великим прославлением имени Творца.
Мы можем учить из этого рассказа, что чем достойнее мы будем вести себя с другими людьми, тем больше прославим имя Всевышнего.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.