Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Что общего между человеком и глиняным сосудом с точки зрения ритуальных законов Торы? Отсутствие внутреннего содержания пагубно сказывается на том и другом. Истории на тему недельной главы.

«А всякая глиняная посуда, внутрь которого упадет (из нечистого) — нечиста она для вас» (11:33). Глиняная посуда становится ритуально нечистой только изнутри, но если до нее снаружи дотронулось нечто нечистое — она остается чистой. Раби из Коцка объясняет это так: глиняный сосуд не имеет ценности сам по себе, вся его ценность в том, что у него есть внутреннее пространство, куда можно что-то поместить. А железный сосуд имеет ценность сам по себе, и поэтому становится ритуально нечистым даже в том случае, если нечистое дотронулось до него снаружи.

Человек подобен глиняному сосуду, «праху земному», и он не обладает ценностью сам по себе, если у него нет внутреннего содержания.

Когда окружающие народы видят внутреннюю духовность и честность евреев, — это прославляет имя Творца в мире, ведь мы являемся Его народом.

Этот случай произошел в Йемене много лет назад и упоминается в книге «Евреи Йемена». В то время евреи в основном зарабатывали на жизнь ювелирным делом. Среди них были известные мастера, достигшие высот в этом искусстве. Власть предержащие тоже пользовались услугами еврейских ювелиров и заказывали у них эксклюзивные работы.

Одним из ювелиров-специалистов в Йемене в те дни был раби Авраам Бадихи, который был великим знатоком Торы и вместе с тем — прекрасным ювелиром. Он прославился своим искусством по всей стране, и во дворе короля тоже были знакомы с его работой.

Настолько был знаменит этот ювелир, что когда наследник престола получил в дар очень дорогую цепочку из жемчуга, он обратился к раву Бадихи с просьбой обработать ее.

Поскольку цепочка действительно была очень дорогой, рав Бадихи опасался заниматься этой работой в своей мастерской. Он попросил принца выделить ему место во дворце, где он мог бы спокойно работать.

Наследник престола согласился, рав Бадихи прибыл во дворец и занялся ювелирной обработкой жемчужной цепочки.

Во время работы он вдруг заметил, что в углу комнаты валяется старинный большой металлический кувшин, который, как видно, лежал там уже много лет. Он был весь покрыт пылью, и никто не обращал на него внимания.

В один прекрасный день на этот кувшин что-то упало — и сердце рава Бадихи екнуло. По звуку удара он понял, что этот кувшин сделан из чистого золота!

Рав Бадихи обратился к наследнику престола и поделился с ним этим ошеломительным открытием — что кувшин золотой! Но принц только посмеялся и пренебрежительно сказал: «Можешь забрать его себе»!

Но рав Авраам не поддался соблазну и не взял себе кувшин. Он понял, что если бы принц знал об истинной цене кувшина, он бы не расстался с ним так легко.

Что сделал рав Бадихи? Он принес из дома специальную чистящую пасту, отчистил кувшин до блеска и принес его принцу. Когда тот понял, какую вещь он мог потерять, он проникся огромным уважением к еврейскому ювелиру, который не забрал себе золотой кувшин.

В то время евреи были притесняемы в Йемене и считались людьми второго сорта. Еврей не имел права сидеть выше араба, запрещено было покупать дома, пользоваться седлом и т.д.

Когда через некоторое время король умер и назначили коронацию принца, тот пригласил рава Бадихи и усадил его во главе собрания. Министры и все уважаемые люди, которые пришли на коронацию, не могли поверить своим глазам. Новый король сам преступает законы страны и сажает еврея выше арабов!

Король, заметив удивленные взгляды присутствующих, вынул золотой кувшин и начал рассказывать всем о праведности рава Бадихи, который не взял его себе, хотя имел полное право.

«Мог бы кто-то из вас поступить так же, как этот еврей?» — спросил король.

Это было великим прославлением имени Творца.

Мы можем учить из этого рассказа, что чем достойнее мы будем вести себя с другими людьми, тем больше прославим имя Всевышнего.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.