Всевышний потребовал, чтобы Моше и Аарон встретились с фараоном. Однако косвенным результатом их нелицеприятной беседы стало ужесточение условий рабства.
«И говорил Б-г Моше» (Ваэра 6:2). Автор книги «Сифтей-коэн» сообщает нам подробности беседы. Моше пожаловался Творцу на фараона, который приказал не давать еврейскому народу соломы на изготовление кирпичей. Всевышний ответил ему следующим образом: это обстоятельство доказывает, что избавление близко. Равно как сильные боли предвещают скорые роды, так и беды народа Израиля усиливаются перед духовным и физическим спасением.
Автор книги «Торат-Хаим» указывает на то, что Всевышний использовал разные синонимы в своем ответе: «И говорил Б-г Моше, и сказал ему: Я Г-сподь». Слово «Б-г» символизирует меру суда, тогда как «Г-сподь» — это воплощение меры милосердия.
К раввину Галинскому как-то обратился за советом молодой человек. В прошлом он был далек от еврейских традиций и зарабатывал на жизнь, участвуя в лошадиных скачках, которые проводились в субботу. С уходом из этого прибыльного бизнеса у парня начались финансовые проблемы.
Как могло случиться, что приход к религии повлек за собой кризис? «Почему Всевышний дал мне пощечину вместо того, чтобы оберегать и поддерживать?» — так звучал вопрос, который задал раввину бывший спортсмен.
В ответ р. Галинский процитировал Талмуд. Мудрец Рейш-Лакиш сравнивал людей в этом мире с продавцами керосина и персикового масла. У керосина неприятный запах, поэтому когда покупатель приходит в лавку, торговец говорит ему: «Отмерь нужное количество самостоятельно». Тому же, кто пришел за ароматным персиковым маслом, продавец сообщает: «Подожди меня, я сейчас приду, и мы будем отмерять масло вместе, чтобы приятно пахло и от тебя, и от меня».
Всевышний как будто бы говорит людям, порвавшим с прежним образом жизни: подождите! Я хочу сначала проверить, насколько вы искренни в своих помыслах. Убедившись в вашей искренности, Я помогу вам полной мерой!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.