Сказано про Авраама, что он «…поклонился народу земли той, сыновьям Хета» (Хаей-Сара 23:7). Аллегорическое объяснение такому поступку дано в следующей истории.
В городе, где жил рабби Моше Софер, известный как Хатам-Софер, было принято, что ученики ешивы квартировались у зажиточных граждан, поскольку общежития при ешиве не было.
Один такой человек решил уклониться от необходимости содержать ешиботника: «Ребе, — сказал он Хатам-Соферу, — у парня, который живет у меня, нет буквы “хет”.»
«Что вы имеете в виду?» — спросил раввин.
«Парень на святом языке — бахур. У моего гостя нет буквы “хет”. То есть, он — бур, невежда!»
Хатам-Софер улыбнулся: «Он-то, может, и невежда, а вот если у поддерживающего тех, кто изучает Тору, не будет буквы “хет”, из махзик (поддерживающий) такой человек превратится в мазик (вредящий)».
Авраам поклонился сыновьям Хета, потому что следует кланяться тем, кто поддерживает Тору.
«И отвесил Авраам Эфрону… четыреста шекелей серебра, принимаемых торговцами» (Хаей-Сара 23:16). Что такое «принимаемых торговцами»? Почему Тора упоминает эту, казалось бы, второстепенную финансовую характеристику?
Рабби Эфраим-Залман Маргалийот, автор книги «Мате Исраэль», был зажиточным человеком. Однажды ему надо было похлопотать за евреев перед польским министром, про которого было известно, что он берет взятки.
Раввин Маргалийот запасся нужной суммой денег и пришел на прием. Однако, будучи человеком тонкой душевной организации, он не мог вот так просто взять и вручить конверт с деньгами должностному лицу.
Министр, который привык к щедрым подаркам, выжидающе смотрел на собеседника. Рабби Эфраим-Залман бледнел, краснел, но за конвертом в карман не лез.
Тогда чиновник сказал: «Я рассмотрю вашу просьбу. Могу ли я попросить вас о небольшом одолжении? Я должен господину N определенную сумму денег. Не могли бы вы навестить его?…»
Эфрон, который продавал Аврааму место для захоронения, не осмеливался просить деньги напрямую. Вместо этого он сказал: «Тут неподалеку есть торговец, которому я задолжал. Не могли бы вы помочь решить эту проблему?»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.