«Не ешь всякую мерзость» (Реэ, 14:3)
Автор книги «Тания» писал, что запрещенная равами (дерабанан) еда отупляет сердце.
И об этом поучительный рассказ. В Рош ходеш сиван 1836 года волновался город Ломжа, ожидая приезда князя Торы и столпа богобоязненности, святого гаона, раби Акивы Эйгера, благословенна память праведника. Толпы жителей города собрались у дома, где он расположился, чтобы увидеть сияние его лица и получить его благословение. Среди пришедших — праведниуа Гитл. Не для себя она пришла. Ее дорогой сын, Моше Ноах, сообразительный и разумный, ничего не понимает в святом учении. Не может воспринять святые слова. Все меламеды отчаялись его чему-то научить. Пусть спасет его благословение рава.
Ответил гаон: «Известна мне одна причина. Запрещенная еда отупляет сердце. Шах (Йоре деа, 81:26) пишет, что даже младенца надо беречь от этого, чтобы не было его сердце бесчувственным, когда вырастет»…
Заволновалась мать: «Мой Моше Ноах не ел запрещенной еды. Не может такого быть, раби, не в этом причина!»
Гаон не отвечает.
Спросила отчаявшаяся мать: «Что делать? Можно ли это исправить?!»
Гаон отвечает: «Исправление одно, пусть учит Тору в стеснении».
Возвратилась Гитл домой потрясенная. Она просеивает муку и сама печет хлеб, не приносит домой овощей, считающихся пораженными червями, сама наблюдает за доением коровы, а мясо — тоже «кошерное». Остается одна возможность — он ел запрещенную еду у соседа или товарища на каком-то торжестве.
Когда подросток вернулся из ешивы, стали родители расспрашивать его. С младенчества они учили его кашруту. И он остерегался есть в чужом месте. Ни у соседа, ни у товарища, ни на каком-либо торжестве.
«И все-таки, — нажимали на него родители, — ведь рав сказал».
Он вспомнил, что однажды ел не дома. Было ему тогда лет пять, он возвращался из хейдера и потянулся за звуками свадебного оркестра. В гостинице раби Элиэзера Тронка проходила свадебная трапеза, и ему дали там порцию курицы.
Отец поразился: хозяин гостиницы был богобоязненным человеком, и его кухня руководилась по высшему кашруту. В любом случае он решил расследовать это дело. Спросил у сына дату свадьбы и отправился в гостиницу.
Хозяин гостиницы поднял для уважаемого гостя старые записи и нашел, что свадьба была у Иекутиэля Альперта. Отец направился к нему. Там он узнал, кто был резником кур.
Престарелый резник, услышав вопрос, побледнел: «Ты пришел напомнить мне о моих грехах?» — спросил он удрученно.
«Был ли какой-то промах в резке кур?» — заволновался раби Гирш Лейб.
«Нет, все было сделано по высшему кашруту», — успокоил его резник.
Тогда в чем же дело?
Рассказал резник: около тридцати лет назад развелся Иекутиэль с первой женой, Рахель из города Ровна. Были слухи, что гет (разводное письмо) был написан не в соответствии с алахой, и, значит, жена Иекутиэля продолжает считаться замужней. Однако, как все слухи, это забылось. Прошло двадцать лет, и Иекутиель снова женился. Я резал кур для его свадьбы, рав устроил бракосочетание, а раби Элиэзер организовал свадебную трапезу.
Примерно через две недели я встретил одного из моих друзей, старого хабадника, живущего в соседнем городе, и он нещадно отругал меня: «Как ты посмел резать кур для свадьбы этого грешника, ведь нарушающий слова мудрецов подлежит смерти». Я не понял: что он хочет от меня. Выяснилось, что дело о гете дошло до его рава, автора книги «Тания», благословенна память праведника, который признал гет негодным и запретил устраивать Иекутиэлю бракосочетание, пока гет не будет написан в соответствии с законом. А если нарушат это, будет зарезанные куры считаться падалью, — постановил автор книги «Тания».
И вот, это мясо использовалась на трапезе, и сделало сердце подростка бесчувственным к святой Торе.
В конце концов, послушал подросток совета раби Акивы Эйгера, благословенна память праведника, и поднялся в Эрец Исраэль, чтобы учить Тору в стеснении, и в умудряющей атмосфере Земли Исраэля. И в ужасном стеснении, которое царило в Иерушалаиме, открылось его сердце для Торы, и стал он учеником раби Шмуэля из Салант, благословенна память праведника.
И когда мы слышим или читаем, что прекращено наблюдение за кашрутом в таком-то месте, и нужно остерегаться есть такую-то еду, мы должны знать, что предостережение мудрецов делает еду запрещенной. (Мааян а-эмуна)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.