«Колокольчик и гранат» (Пкудей, 39:26)
Тридцать четыре года назад произошла следующая история. Один образованный рав, человек действия, гаон, праведник, раби Хаим Адлер, благословенна память праведника, тесть святого рава, автора книги «Имрей Хаим» из Вижниц, благословенна память праведника, согласился на просьбу религиозных евреев из Нетании и переехал жить в их город. Чтобы там, в туристическом городе основать религиозный центр Торы. Это был нелегкий путь, полный препятствий, борьбы и разочарований. Но в непреклонности и верности задуманному, с огромной мудростью, был построен центр, этап за этапом. Семья и еще семья, синагога и еще одна — так в центре города был построен великолепный район, несколько улиц с синагогами, учреждениями Торы и милосердия, хейдеры и ешивы.
Когда ребе приехал туда, была организована встреча в зале большой синагоги города. Кто там только не был и кто не произносил речей. Равы, бизнесмены, главы города. И вот на возвышение поднялся раби из Цанза, благословенна память праведника, основатель единственного религиозного района, построенного для хасидов Цанз на окраине города. И хотя был этот район мал, его влияние уже чувствовалось. Сейчас рав поднялся на возвышение, чтобы приветствовать нового рава.
Это происходило в неделю, когда читают главу «Пкудей», и он начал словами пасука из этой главы: «И сделали по подолу мантии гранаты из голубой шерсти, багряницы и червленицы, скрученные вместе. И сделали колокольчики из чистого золота, и повесили эти колокольчики между гранатами по всему подолу мантии — колокольчики между гранатами. Колокольчик и гранат, колокольчик и гранат по всему подолу». И разделились мнения наших мудрецов относительно вопроса колокольчиков и гранат. Раши объясняет, что гранаты были сделаны из цветной ткани, полые, и между каждыми двумя гранатами были золотые колокольчики, чтобы слышен был их звон. А Рамбан задает на это вопрос: «Если так, то гранаты вообще не использовались, а если для красоты — почему были сделаны полыми?» По его мнению, гранаты были полыми, чтобы в них помещались колокольчики, которые звучали бы из граната.
И сказал раби из Ценз, благословенна память праведника: «Известно, что сосуды шатра откровения и одежда священников намекает на возвышенные вопросы, и мы найдем в них глубокий смысл.
Мантия голубого цвета намекает на небесный Престол Славы (Трактат Минхот, 43). Гранаты и колокольчики на подоле намекают на души Исраэля, высеченные из подножия Престола Славы (Зоар). И они делятся на два вида: есть в народе Исраэля “колокольчики”, и есть “гранаты”, и потому гранаты были сделаны полыми… Ибо сказали наши мудрецы, что даже пустые в народе Исраэля полны заповедей, как гранат зернышками — вот вам полый гранат. Казалось бы, пустой, но и он соединен со святостью, высечен из Престола Славы (Тикуней Зоар, 104:1), еврейская душа ищет исправления…
И разделились мнения наших мудрецов о расположении колокольчиков, но и те слова и другие — слова Б-га живого! Несколько лет назад я основал район хасидов Цанз около Натании, колокольчик около граната. Это первый этап. И тогда пришло время второго этапа, когда можно основать центр Торы в самой Натании, колокольчик внутри граната, колокольчик, который заполнит его пустоту»…
Чудесная идея для того времени, и она чудесней во много раз для нашего времени. В свое время были построены религиозные города и районы: Меа шеарим и Геула, Кирьят Вижниц и Зихрон Меир. Бней Брак, Рехасим и Тифрах, Комемиют и Хазон Иехезкель. Из них, в самом деле, вышел свет Торы, золотые колокольчики, издающие звон. И этот звон был услышан. Страстное желание к Торе усилилось, жажда к слову Ашема углубилось, и наступил этап колокольчиков в гранатах: еще и еще урок Торы во всех поселениях, еще и еще действующие равы синагог, живые общины, жизнь, полная Торы во всех городах и поселениях! (Мааян ашавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.