«И сделанного было достаточно для всей работы, чтобы сделать ее, и осталось еще» (Ваякель, 36:7)
Гаон, раби Цион Акоэн из Цфакса, благословенна память праведника, объяснял, что на иврите в слове «достаточно» те же буквы, что в слове «сразу», а в слове «осталось» те же буквы, что в слове «Тора». Чтобы намекнуть, что у того, кто занимается Торой, работа благословляется и исполняется сразу же (Трактат «Авода зара»,19). Как мы нашли у гаона раби Рахамима Хури, благословенна память праведника, который зарабатывал своим трудом. Изучение Торы было у него постоянным, а работа — временной, и за короткое время, что он работал, успевал больше, чем те, которые трудились весь день. А когда они удивлялись, говорил: «Ведь сказано — “шесть дней делай работу”, и само собой, тому, кто исполняет волю Творца, помогают с Небес, и работа его благословляется.
Аврех, изучавший Тору, доходы которого были малы, пришел к раву, автору книги “Ави эзри” (раву Шаху), благословенна память праведника, и попросил разрешения работать ночью, чтобы увеличился его заработок, и он мог бы посвятить Торе дневные часы. Рав ответил отговоркой. Спросил аврех: “Разве это запрещено?”
Ответил рав: “Халила, я этого не сказал. Но послушай мой совет, не делай этого”.
Поскольку аврех нуждался, и не запрещено ему было подрабатывать, аврех исполнил свое намерение.
Через несколько месяцев пришел он к раву, и сказал удивленно: хотя его доход теперь намного больше, нужда стала больше. Не знает он почему, но деньги испаряются, нет на них благословения. Он подумал, может это из-за слов рава. Ответил рав: Халила вэ хас! Но ты пойми, почему я не согласился с твоей идеей… Знай, что к авреху у которого Тора — его ремесло, есть особое отношение Небес. Как сказано: “Тора дана лишь тем, кто ест ман” (Мехильта, “Бешалах”, 21). И пророк Ирмияу показал сыновьям Исраэля баночку с маном, когда требовал от них заниматься Торой (Мидраш Танхума, 21). И в наше время ман — в баночке, а Святой, благословен Он, заключает скрытое благословение в маленький заработок, который получают аврехи в колеле.
Но сказали наши мудрецы (Маор эйнаим), что относительно баночки с маном открыто нам, что и сегодня “спускается ман”, и над каждым существует чудесное частное наблюдение. Однако сегодня у “баночки” есть естественное покрытие заработка, именуемое прикладыванием стараний. Но внутри заключен личный омер, и скрыты все уроки веры. Как сказал Хафец Хаим (Шем олам, 3): “Слышал я от имени одного гаона, который сказал, что должен человек всмотреться в свои дела и увидеть наблюдение Ашема благословенного над ним, и благодаря этому усилить свое качество упования. И об этом написано: Попробуйте и увидьте, как добр Ашем, счастлив человек, полагающийся на Него” (Теиилм, 34:9). То есть, пусть вглядится в хорошее, как человек, который хочет попробовать что-то, и он увидит явное Провидение».
Продолжил рав Шах и сказал тому авреху: когда ты начал заниматься заработком, изменилось к тебе отношение Небес и прекратилось благословение. Понятно, что невозможно заработать для семьи, работая только в вечерние часы. И кто знает, сколько тебе теперь потребуется работать, и на сколько часов ты сократишь свою учебу». (Кният Тора, Мааян а-эмуна)
Читайте также: тема Работа и заработок
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.