«И сделали литого тельца» (Ки тиса, 32:4)
Печальна глава об изготовлении золотого тельца, но ведь главы Торы записаны для того, чтобы извлечь из них урок. И как из всех глав Торы, урокам этой главы нет конца.
Чудеса чудес произошли там: куча золотых украшений и сосудов была передана Аарону. И все они были брошены в огонь, и вот, выскочил из плавильни золотой телец, двигающийся и мычащий: «И вышел мычащий телец». Как это произошло, как случилось чудо? Раши открывает нам тайну: «Когда бросили золото в огонь плавильни, пришли колдуны из эрев рав, многочисленного сброда, вышедшего с ними из Египта, и сделали это с помощью колдовства». А некоторые говорят: Миха был там… И была у них в руках пластина с Именем Ашема, которое написал Моше, чтобы поднять гроб Йосефа из Нила, и бросили ее в плавильню, и вышел телец. А в святой книге «Зоар» сказано, что все колдуны Египта присоединились к эрев рав, а во главе них — два сына Билама, Янус и Ямбрус. И сказано в книге «Тикуней Зоар», что Творец благословенный знал, что соединены они с силами зла, и из-за этого Облака Славы выбрасывают их. Поэтому они были исполнены зависти и ненависти, и решили ввести народ в грех идолопоклонства, и удалить от них Шхину. Они воспользовались колдовством, чтобы создать золотого тельца и вдохнуть в него жизнь.
Но задается вопрос: почему в таком случае они воздействовали на Аарона. Почему хотели, чтобы именно он сделал для них тельца? Кто мешал им самим создать литого тельца. Более того, в святом «Зоаре» (2:192) поясняется, что если бы Аарон велел им положить золото на землю, колдовство бы развеялось. Аарон ошибся, взяв золото из их рук. «Зоар» говорит, что они рисковали, обратившись к нему, потому что он мог отменить их колдовство. Тогда почему же они обратились к нему?
Сараф из Бриска, рав Иеошуа Лейб Дискин, благословенна память праведника, дает на это чудесный ответ: «Написано — “Уважительное поведение предшествует Торе”, это условие для любой области святости». И одно из значений уважительного поведения — это принятие власти родителей и старших, учителей и равов. Во всяком месте, где не уважают авторитет стариков, пренебрегают почитанием родителей, игнорируют слова равов, царит беспорядок, пролом оград, которые приводят к попиранию всего святого. Это подчеркнул Моше рабейну, когда хотели сыновья Исраэля послать разведчиков, и пришли к нему с жалобами: «Дети отталкивают старших, а старшие отталкивают глав (Раши, Дварим, 1:22)», и это был признак испорченности и катастрофы, обрушившейся на разведчиков.
В книге «Белибат эш» рассказывается, что во дворе праведника из Ханчина, одного из глав праведников Польши около ста лет назад, была миква, и много хасидов хотели окунуться в нее перед тем, как войти к праведнику. Но они строго держались его распоряжения: они не могут окунуться, пока не получат его разрешения. А разрешение давалось всем, кто просил и хотел. Удивились и спросили праведника: если он разрешает окунаться всем, почему надо приходить к нему и просить разрешения? Ответил он: ибо получил я по традиции от своих равов, что в любом месте, где нет авторитета глав, сатан превращается там в главу и авторитет.
Поэтому, — сказал Сараф из Бриска, — не удовлетворились колдуны из эрев рав созданием золотого тельца, за которым потянулись многие из народа. Нет, они хотели, чтобы не осталось ни одного человека в народе, который мог бы сказать, что его руки чисты, и нет у него доли в этом грехе. Они не хотели, чтобы кто-то в народе был праведнее их, перед кем они были бы вынуждены стыдиться. Поэтому они блокировали Аарона и Хура, поэтому забросали камнями Хура и заставили Аарона присоединиться к ним.
Эти слова по-новому освещают клубок наветов, систематическую клевету, применяемые против религиозного еврейства. Мы вдруг понимаем, почему средства массовой информации победно трубят о каждом проштрафимся религиозном человеке, даже если знают, что он не представляет всех религиозных людей, что он не характерен для религиозного общества, что оно отвергает и изгоняет его. Мы понимаем, почему они выделяют каждое подозрение и тень подозрения, если только оно относится к религиозному обществу, почему отмечают кипу или цицит. Мы всегда думали, что из их исходит горла ненависть, что есть здесь запугивание и натравливание, клевета и демонизация. Но выясняется, что мы подозревали кошерных: они просто не могут смириться с фактом, что есть часть общества, живущая красиво и спокойно, где нет преступности и насилия, а есть воспитание в соответствии с ценностями и уважением, почитанием родителей и учителей. Они пытаются отнести нас силой к преступному и негативному клану, убедить, что мы подобны им.
Но нет. Несмотря на их злобу, мы останемся чище, лучше и счастливее. (Мааян ашавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.