«А Моше поднялся к Б-гу» (Итро, 19:3)
Нашли мы в Гмаре (Трактат Бава меция, 85) поучительный рассказ. Один из наших мудрецов увидел своего товарища, о котором он знал, что ему обычно открывается пророк Элияу. Его брови и веки были опалены, как будто по ним прошелся огонь! Спросил он товарища: что случилось? И тот рассказал, что попросил пророка Элияу, да будет он упомянут к добру, показать ему, как праведники поднимаются в высший мир, чтобы учить Тору в небесной ешиве. Согласился Элияу и сказал: «Ты можешь смотреть на всех праведников, только на место раби Хии не смотри»!
Спросил его: «Как я узнаю, что это место раби Хии?»
Сказал ему пророк: «Все места праведников поднимают ангелы, кроме места раби Хии, которое поднимается собственными силами» И рассказал тот мудрец: «Не мог я совладать с собой и посмотрел на него. Вышли два снопа огня и ослепили меня. Назавтра я встал ослепшим и пошел молиться в пещеру, где похоронен раби Хия. Сказал я: “Раби, я буду учить Тосефту, которую ты написал!” И мое зрение вернулось…»
Этот рассказ привел святой Альших, благословенна память праведника, на нашу главу, в объяснении пасука: «А Моше поднялся к Б-гу». И писал он, что такое происходит не только с умершими праведниками, но и с живыми. Пророк Элияу поднялся на небеса на огненной колеснице не своими силами, а помощью свыше. В противоположность этому, Моше рабейну поднялся без какой-либо помощи: «А Моше поднялся к Б-гу»!
Это происходит не только, когда праведники поднимаются на небеса, но и в обычной их жизни. И так сказано в мидраше (Берешит раба, 30:11): раби Иеуда рассказал притчу о царе, у которого было двое сыновей. Один старший, другой младший. Сказал царь младшему: иди со мной. А старшему сказал: иди передо мной. Так сказано об Аврааме, у которого была сила — «перед Б-гом ходил Авраам». Но у Ноаха было мало сил — «с Б-гом ходил Ноах». Ноаху как бы надо было дать руку, помочь ему, но Авраам ходил сам!
Когда мы вдумаемся в это, найдем общее между тремя праведниками, не нуждавшихся в помощи: нашим праотцем Авраамом, Моше рабейну и раби Хией.
Рассказывается в Гмаре, что раби Хия сеял лен и выращивал его, а потом плел из него сети и охотился на оленей. Их мясо он раздавал сиротам, а из кожи делал пергамент. На нем он писал пять книг Торы и ходил по городам, собирал пять детей и учил с каждым из них одну из частей Хумаша. Собирал шесть детей и учил с каждым из них одну из шести частей мишны. А потом говорил им: я ухожу, а вы пока обучайте каждый своего товарища. И об этом сказал раби Иеуда а-Наси: «Как велики деяния Хии!»
Можно сказать, что его дела, действительно, были очень велики, и Гмара говорит, что он поступал так, чтобы не забылась Тора в Исраэле. Но в своем личном уровне он не поднимался, так как занимался сеянием льна, плетением сетей, охотой на оленей, выделкой их кожи, повторением Хумаша с подростками в отдаленных местах.
Но нам говорят обратное: занятие с подростками, распространение Торы, просвещение многих — чудесное средство для укоренения возвышенных ступеней души обучающего, так что его кресло поднимается без помощи ангелов, своими силами.
То же верно для Моше рабейну в нашей главе. Именно из-за того, что посвятил себя народу, стоял он для него с утра до вечера. С бесконечным терпением, с бесконечным самопожертвованием. «И спустился Моше с горы к народу». Это говорит о том, что Моше не стал заниматься своими делами — духовными — но с горы спустился к народу! Именно за это он удостоился высокой ступени: «А Моше поднялся к Б-гу».
И отсюда исходит призыв к каждому, кто может просвещать многих уроками Торы, наставлением подростков — сделайте, пожалуйста, так, чтобы не забылась Тора в Исраэле, и вы удостоитесь первыми. (Мааян ашавуа)
Сделать пожертвование на странице Хесед
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.