«Скрестил руки свои» (Ваехи, 48:14)
Праведник Йосеф поставил перед отцом двух своих сыновей, первенца и младшего: Менаше справа, а Эфраима слева. Сказал Яаков, что так подобает сделать. Факт: он не поменял внуков местами. Но что сделал: поменял положение рук — возложил правую руку на голову младшего, а левую руку на голову первенца: «Знаю я, сын мой, знаю я! Он тоже (Менаше, первенец) станет народом, он тоже будет велик, но меньший брат его (Эфраим) будет больше него, и потомство его будет многочисленнейшим из народов» (Ваехи, 48:1).
Каково толкование этой главы? Чему хочет научить нас Тора? Какой вечный урок спрятан в этих словах?
Наши мудрецы нашли в них целый мир, давайте, послушаем слова мудрецов. Написанное говорит: «Кто человек, жаждущий жизни, любящий долголетие, чтобы увидеть благо. Удались от зла и делай добро». Это проложенный путь. Вначале «удались от зла», а потом «делай добро».
И это путь, проложенный праведником Йосефом. Менаше — от слов забывание и отдаление, удалиться вначале от зла, а после — Эфраим, от слов расплодиться и умножиться в хороших делах. И также праотец Яаков признал, что это прекрасный путь, и не поменял положение внуков. Но в действительности, скрестил руки. Так как если будем ждать духовного возвышения, уничтожения зла и исправления качеств, кто знает, придем ли когда-нибудь к свершению добра.
Сделаем акцент на уроках Торы, исполнении заповедей, но никоим образом не забросим, даже на время, исправление качеств! Изучение мусара (морали)! Прокладки пути к личному совершенству, к очищению и утончению.
Это истина. Но как трудно улучшить даже одно качество. И тем более — все! Поэтому пришел пророк Хавакук и настаивал на одном: «Праведник верой своей будет жить».
То есть, как он сможет устоять в своей праведности и одолеть испытания, даже если качества его пока не очищены? — Закалкой веры, укреплением богобоязненности.
Как поучительна притча Хафец Хаима, благословенна память праведника, о важности веры.
История об одном могучем царе, царствовавшем над многими государствами, правящем огромной империей с чудесной мудростью и наблюдавшем за всем. Не ускользало от его глаз ничего, и исполнители его приказов находились во всяком месте и верно осуществляли его распоряжения. Огромная сокровищница была у него, неисчерпаемое богатство, и он тратил его для блага жителей своего царства. Торговля процветала, богатство возрастало, и все были счастливы, восхваляя за это царя.
Но вот, одно известие взволновало царство — царь собрал всю свою свиту и вышел во главе нее в далекий поход в отдаленную область на окраине царства. Распорядился он собрать всех жителей города, в который он направился, города провинциального и сонного. Хотел он оставить им свои подробные указания, но перед этим произнести перед ними речь.
Его сопровождали толпы журналистов, которые передавали своим читателям сообщения о царе, его почетной свите, и о милостях, которые оказывал царь жителям той отдаленной области. Но главное, о чем все строили догадки: что скажет царь в своей речи. На чем сосредоточится, что подчеркнет.
Несомненно, приказ, который он отдаст, будет очень важным. Главным и центральным. Суть его желания.
Пример, как бы он ни был раскрашен в яркие краски, будет казаться бледным по сравнению с реальностью.
Наш мир — как горчичное зернышко по сравнению со вселенной. А вся вселенная, — как ничто по сравнению с духовными мирами, расположенными над нами. И Святой, благословен Он, склонил Небеса небес к земле и открылся во главе десятков тысяч станов ангелов, чтобы дать Тору своему народу. Как это волнует. Как мы должны быть благодарны.
Но Он сам, открывшись, сосредоточился на одном — заповеди Веры.
Как важна эта главная и основная заповедь. (Мааян а-эмуна)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.