«И пришел в одно место, и переночевал там» (Ваеце, 28:11)
Объясняет Раши: отсюда мы учим, что исправление Яакова — это вечерняя молитва. И удивляется Магид из Дубны, благословенна память праведника: почему каждую молитву «Амида» мы начинаем с благословения отцов, вспоминанием об их заслугах, и это самое важное благословение во всей молитве, как написано: «молящийся должен сосредоточено молиться все благословения, Но если не может все, пусть молиться сосредоточенно благословение о праотцах» (Шульхан арух, Оррах Хаим, 101:1). И отвечал на это притчей.
Одному еврею сообщили, что его старый и бездетный родственник умер, и оставил ему в наследство свое имущество. Этот родственник не оставил после себя серебро и золото. Десятки лет он жил один в огромном доме в центре города, а в нем — три пустых этажа, за которыми никто не ухаживал. Стекла там были побиты, жалюзи разбиты, оси заржавели, пороги искривились, штукатурка облупилась, а полы растрескались. Короче, развалина. Думал еврей обратиться к строительным подрядчикам, они, конечно же, купят здание по хорошей цене, разрушат его и построят дом с дорогими квартирами. Но тут в его голове сверкнула идея и захватила его сердце: почему бы ему самому не отремонтировать здание и не превратить его в гостиницу для торговцев, посещающих столицу. Да, он сам отстроит его и будет хорошо зарабатывать.
Но была здесь одна проблема — финансы.
Основательный ремонт стоит больших денег, однако для этого есть банки, дающие ссуды.
Пришел он в банк и изложил свою просьбу. Ответили ему: «Мы пошлем оценщика и взвесим просьбу. Приди через две недели, и мы дадим ответ».
Через две недели сказали ему: «Мы решили отклонить просьбу».
У него потемнело в глазах: «Почему?»
Ответили ему: «Мы послали оценщика, он осмотрел имущество и сообщил нам, что это развалина».
Засмеялся еврей: И поэтому вы задержали меня на две недели? Это я мог сказать вам сразу! Если бы это не была развалина, мне не нужно было бы денег для ее ремонта! Но земля есть, и каркас — тоже, а все, что требуется — это лишь ремонт. Есть во что вкладывать, есть основа!»
И он прав.
Сказал Магид из Дубно, благословенна память праведника: что такое наша молитва «Амида», ведь это просьбы — о разуме и понимании, о Торе, о здоровье, о заработке. И мы удивляемся: разве мы достойны?
Ответ: нет, пока нет. Но мы просим ссуду. Отвечают нам: мы пришлем оценщика.
Возвращается оценщик и отчитывается: развалина…
А мы отвечаем: это действительно, так, но каркас есть; вера праотцев насажена в нас, их качества укоренены в нас. Есть во что вкладывать, нужен только ремонт.
И мы правы. И это вопрос благословения праотцев.
У одного человека случилась беда. Обратился он к праведникам поколения, обладавших святым духом, но они ответили, что коротка у них рука помочь ему. Невозможно изменить постановление Небес.
Вспомнил он, что у его жены есть далекое родство с женой Хозе из Люблина. Может, благодаря этому родству, он совершит чудо. Поехал еврей в Люблин. Вошел к раби и дал ему записку. Посмотрел ее раби, и его вздох дал человеку ответ.
Сказал еврей разбитым голосом: «Раби, заповедь приближать своих родственников».
Удивился Хозе: «Новый родственник родился!»
Объяснил еврей: «У рабанит есть двоюродная сестра, а у нее — брат мужа, а оттуда недалеко»…
Сказал Хозе: далекое родство…
Понял еврей, что нет надежды.
Вышел он мрачный и встретил ученика Хозе, раби Нафтали из Рошиц. Спросил тот: «Почему ты такой угрюмый?»
Рассказал он ему свои беды.
«Скажу тебе, что делать, — посоветовал ему раби из Ропшиц, — сейчас Хозе пойдет на молитву “Минха”, встань рядом с ним!»
Встал он рядом с Хозе. Начал Хозе молитву, которую говорят шепотом. Когда дошел он до слов: «Б-г наш и Б-г отцов наших, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова», наклонился человек и прошептал на ухо: «Раби, это чересчур далекое родство»…
Когда закончил Хозе молитву, обратился к тому человеку: «Ты победил, я вымолил для тебя спасение. А теперь скажи: Нафтали дал тебе этот верный совет?!»…
Это известный рассказ.
Пересказали его раву из Бриска, благословенна память праведника, и понравился ему рассказ. Но счел он правильным добавить: «На самом деле Хозе из Люблина прав! Наша связь с праотцами идет снизу вверх, и она не разорвется никогда. Но связь, распространяющаяся в стороны, становится все слабее и слабее (Увдот вэ-анагот бе бейт Бриск).
И что следует из вышесказанного — деятельность праотцев была настолько совершенна, что их совершенство передалось их потомкам на все поколения, пришедшими за ними, и они точно такие, как их праотцы (Мааян а-эмуна)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.