«И обонял запах его одежды» (Толдот, 27:27)
Еврей не отрывается от своего Творца. Нет еврея, в сердце которого не было бы Святого, благословен Он.
Рабейну Цадок из Люблина, благословенна память праведника (Исраэль кдошим, 7) писал, что в этом смысл получения благословений Яаковом, переодевшегося в одежду Эсава. То есть, даже если еврей выглядит как Эсав во всех отношениях, «Исраэль, даже если согрешил, Исраэль он» (Трактат Санедрин, 44).
И потому так объясняли вопрос благословения Яакова: «А запах, как запах его одежд». Это намекает на дела Эсава (он еврей только с точки зрения верхней одежды) «и благословил его, и сказал — смотри, запах моего сына, как запах поля, которое благословил Ашем» — это присутствие Шхины (При цадик, Масей). Не читай «его одежд» (бгадав — иврит), а читай «его измен» (богдав — иврит) (Трактат Санедрин, 37). И рассказывали о хулиганах, живших в том же районе, что раби Зейра, пытавшемся приблизить их к тшуве, но безуспешно. Когда он умер, сказали они: до сих пор он защищал нас своей молитвой. А теперь кто будет просить за нас милости, и вернулись к тшуве. Разбойники прежних времен.
Однажды сидел раби Саба из Шполы за субботним столом, а хасиды с чувством пели: «Возрадуются в царстве Твоем». От воодушевления они начали хлопать в ладоши.
Остановил он их: пойте, пойте. Но в ладоши не хлопайте. Не в этой песне. Однажды слушал я эту песню с хлопаньем в ладоши, и хочу рассказать вам то, что осталось в моей памяти.
В прежние годы был я меламедом в городе Златополь. Были там два озорных подростка, заткнувшие уши и сердца. Они не учились, более того мешали другим. Их родители занимались торговлей, а подростки сбросили с себя бремя Торы, подружились с уличными ребятами, делали, что хотели, запутались в уголовных делах и были вынуждены бежать из города. Многие вздохнули с облегчением.
Златополь окружен лесами. Однажды город оказался в блокаде: ни одна телега не приехала. Торговцы поехали со своим товаром и не вернулись. Страх напал на жителей города. Тогда были призваны стражники города; они прочесали лес и выловили шайку разбойников, грабивших телеги и убивавших тех, кто в них ехал. И каково было удивление, когда узнали, что во главе шайки убийц стояли те два еврейских подростка.
Этого никогда не было. Евреи — грабители?! Евреи — убийцы?!
Тотчас провели суд.
Участники шайки были приговорены к повешению. А два главаря — к сожжению.
Всем жителям города было велено собраться на площади, смотреть на исполнение приговора. Я тоже был вынужден присутствовать.
Вначале был приведен в действие приговор о повешении. Затем приступили к главному.
Две груды деревьев были уже приготовлены, а из них торчало два кола.
Были приведены осужденные со связанными руками.
Местный поп пошептался с судьей и обратился к осужденным: «Знайте, что нет тяжелее смерти, чем сожжение заживо! Если вы согласны сменить свою веру, мы заменим вам сожжение на повешение».
Ответили они: «Будь, что будет, но мы евреи».
Поп опять пошептался с судьей, и снова обратился к осужденным: «Если вы согласны открыть новый лист и сменить свою веру, будет вам открыт новый лист и вам дадут помилование».
Двое обменялись взглядами и спросили: что требуется от нас сделать для этого?»
Сказал поп: «Процесс перехода и публичная церемония будут проведены позже. Сейчас только поцелуйте крест».
Опять они переглянулись и согласились.
Поспешил поп и поднес каждому из них деревянный крест.
Они подняли его и бросили на землю, разбив на куски!
Какая суматоха поднялось. Толпа требовала суда. Поп пошептался с судьей: как их теперь наказать? Что может быть хуже сожжения?!
Решили они, что их руки, разбившие крест, будут сожжены отдельно.
Принесли два треножника и установили на них горшки со смолой. Горшки подожгли, а евреям связали руки над пламенем. Распространился запах жженого мяса, а мы вынуждены были смотреть на это зрелище. И тогда послышалась песня: «Возрадуются в царстве Твоем» — и обожженными руками они начали хлопать в ладоши. Ой, вот это была песня. Это было хлопанье в ладоши!
Разбойников, убийц, нарушителей всех заповедей, но освятивших Имя Небес перед массами. Радующихся в Царстве Благословенного! (Мааян а-эмуна)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.