«И закричал криком великим и горьким» (Толдот, 27:34)
Пришло время перевернуть общепризнанные взгляды, подняться над рутиной мышления. Тот, кто видит в Эсаве низкого убийцу, разбойника без тормозов, воплощение зла, растленности и порочности, совершает зло по отношению к великому человеку, выросшему в доме праотца Ицхака и воспитанному на коленях его деда, нашего праотца Авраама. Такой человек, голова которого похоронена в пещере Махпела (Таргум Йонатан, Берешит, 3:13) вместе со святыми праотцами. Эсав, который рисуется в нашем воображении «человеком поля», бродящим по лесам с мечом и луком, или выходящим в поход мести и уничтожения во главе четырехсот убийц, не тот человек, который «закричал криком великим и горьким очень» из-за утраты благословений. Ведь он — «человек поля», каждый день подвергающий опасности свою жизнь на охоте, какое ему дело до «росы небесной и тука земли, обилия хлеба и вина». Ведь он же разбойник, грабящий людей.
За тот «крик, великий и горький очень», за слезы, пролившиеся из его глаз, постановлено нам стонать и страдать от его руки, тяжелой и жестокой, до наступления Избавления («Зоар», 12:2) — в погромах Хмельницкого, да будет стерто его имя и память, в походах крестоносцев, в кострах инквизиции и печах Освенцима. Все это расплата за его три слезы! Мы вынуждены сказать, что его страдание весит столько же, сколько страдания, мучения и смерть десятков тысяч святых, умерших в расплату за его три слезы. Мы вынуждены понять, что его скорбь и протест, его крик и его слезы были настоящими, так как он понимал глубину и верность этих благословений. Понимал их вечность, их духовный и возвышенный смысл. Как объясняют это мидраши и святой «Зоар».
И если он понимал их глубину и возвышенность, то есть настолько глубоки были его постижения — почему же он лишился благословений, почему был отброшен от вечного наследия, почему он назван злодеем Эсавом?
Объясним это историей из жизни. Извозчик ехал в телеге, нагруженной товарами. Был разгар зимы, и лил сильный дождь, превращавший снег в топкую грязь. Лошади тяжело ступали и лениво тащили груженую телегу. Когда он подъехал к городу, наступила ночь. Вдруг послышался скрежет — сломалась ость. Поставил извозчик телегу в стороне дороги и, утопая в грязи, пытался починить ее. Больше часа трудился он в темноте, все тело его дрожало от холода и слабости. Когда он приехал в город, там было совершено темно — город спал. Дождь лил потоками, и его одежда промокла насквозь, а настроение упало до некуда. Только сквозь ставни одного из домов пробивался свет. Подумал извозчик: попрошу там пристанища до завтрашнего утра.
Старый еврей, маленький и сухонький, с лицом, светящимся, как солнце, открыл ему дверь. Это был святой Магид из Кожниц, который в тот час учил Тору. Но более велика заповедь принятия гостей, чем заповедь принятия Шхины. Тотчас он ввел гостя в свой дом и усадил возле печи. Снял с него одежду, чтобы выжать и высушить, сапоги и портянки. Принес ему халат и стакан горячего чая оживить душу. Осмотрелся извозчик — комната полна книг, а лицо хозяина дома, как у ангела. Заплакал он и сказал: «Раби, этого мира у меня нет, всю жизнь я тяжело работаю за гроши. Так у меня будет хотя бы будущий мир».
Раби с сомнением покачал головой и сказал: «Реб еврей, если уж этот мир, где ты так тяжело трудишься, ускользает из твоих рук, то будущий мир, для которого ты не трудишься, чтобы заработать его — тем более»…
Эти слова так точны и отвечают на наш вопрос. Понятия Эсава были так высоки, всем сердцем он хотел получить вечные благословения, удостоиться всего духовного богатства мира. И он, и наш праотец Яаков. Но в то время, как наш праотец Яаков «сидел в шатрах» и трудился изо всех сил для приобретения вечных ценностей, решил Эсав, что свою энергию приложит в поле, в лесу и роще, а духовность будет влиять на него без усилий и труда, благословениями Небес. Как полагают, его голова и его постижения могли быть «в пещере Махпела», даже если его тело было «человеком поля». Но ему стало ясно, что он ошибся: в надеждах и мечтах, и даже в возвышенных постижениях не получают вечного благословения. Для получения благословений нужно тяжело работать, сидя в шатрах и трудясь над Торой. (Мааян ашавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.