«Пошли себе людей» (Шлах, 13:2)
История о большом богаче, еврее, благословленном от Творца в его делах, и во всем, что он ни делал — преуспевал. Знал он, что должен благодарить Того, Кто одарил его большим богатством. Понимал он, что не своей силой и не мощью своей руки добился всего, что выбран Высшим Провидением быть главой для сынов своего народа, помогать своим братьям по мере возможности. В тяжелое время он жил, многие люди голодали. Часто загорались пожары и сжигали целые города, оставляя жителей без всего. Глаза людей были обращены к «комитету», трем людям, которых богач назначил для сбора пожертвований, и распорядился, чтобы не проверяли тех, кто просит помощи на пропитание, а давали каждому, протянувшему руку. А когда требовалось больше денег, на лечение, на приданое для невесты, на восстановления дома или открытия бизнеса, комитет требовал рекомендации и тщательно все проверял, прежде чем дать деньги. Так он управлял комитетом, и все хвалили его за благотворительность.
И отдал он еще одно распоряжение: если придет рав города или глава ешивы просить пожертвование для основания учреждения Торы, направлять их к нему. Почитание Торы. Им он хотел дать собственной рукой и получить от них благословение. Ибо почитал Тору и великих в ней, и считал за честь оказать им почет.
Невозможно представить нужду, в которой находились ешивы в те дни. Ученики ешивы голодали. И вот один глава ешивы вынужден был ходить собирать деньги, и пошел домой к тому богачу. Зима была в разгаре, шел сильный снег, и он пришел к богачу весь в снегу. Снял он в прихожей галоши и мокрое пальто, и слуга сообщил хозяину и его приходе. Встал богач перед ним в знак уважения, и глава ешивы пошел по толстому ковру, чтобы пожать протянутую руку. Сел он за стол и начал говорить о тяжелом положении ешивы. Вздохнул богач, сочувствуя страданиям учеников Торы, взял перо и подписал чек на значительную сумму. Если бы и другие благотворители давали бы такие суммы, ученики ешивы были бы спасены.
Еще он произносил слова благодарности, а слуга сообщил о приходе Сабы из Новардок, благословенна память праведника, основателя сети известных ешив. «Саба» вошел энергичным шагом, оставляя следы грязи на дорогом ковре от галош. Он дружески похлопал богача по плечу, сел в промокшем плаще на кресло, обитое дорогой тканью, и сказал, как бы между прочим: «Что с тобой будет, ведь ты еще невежда»… Он посмотрел на часы и произнес: «Время мое дорого, напиши чек, и я пойду дальше!»
Не говоря ни слова, богач заполнил чек, и первый глава ешивы увидел сумму, намного превышавшую ту, которую подписал ему богач! Саба проворно встал, похлопал богача по плечу и сказал: «Запомни, Час учебы Торы стоит больше, чем все это», и его рука указала на окружавшие его вещи.
Когда он вышел, спросил глава ешивы: «Объясни мне, господин! Я отнесся к тебе с уважением и получил значительную сумму. А “Саба” отнесся к тебе с демонстративным пренебрежением, а получил в несколько раз больше?!»…
Ответил богач: «Его честь отнесся ко мне с таким большим почетом из-за моего богатства. Поэтому и я стал дорожить моим имуществом, и решил его экономить. Но “Саба” дал мне почувствовать, что деньги — это ничто, и только Тора важна, поэтому легко было мне отдать деньги для поддержки учеников Торы»…
Эта история приведена здесь, чтобы научить нас чему-то. И она связана с нашей недельной главой.
По начальному замыслу, сказали наши мудрецы, мы должны были войти в Эрец Исраэль как победители, без боя. «Ибо если бы не послали разведчиков, вошли бы без войны, а жители Кнаана бежали бы молча» (Сфорно, Бамидбар, 11:35). Но пришли сыновья Исраэля и попросили послать разведчиков высмотреть землю «как все собирающиеся воевать в нееврейских землях, которые посылают шпионов, чтобы выведать пути и дороги к городам». Но если вы надеетесь на естественный путь, Творец руководствуется тем же, и семь лет понадобилось для завоевания Земли, семь лет, которые можно было бы сберечь!
Выходит, что Творец поступает по отношению к нам как тот богач: если мы полагаемся на Него, Он помогает нам. А если мы думаем обойтись собственными силами, то он предоставляет нас самим себе. А результаты — по нашей вине…
История, произошедшая с гаоном, у которого не было счастья. Обладал он блестящими талантами и был очень сообразителен. Все использовали его советы и наживали капитал. Только он не мог преуспеть. И ничего ему не удавалось. Его товарищи средних способностей основывали бизнес, расширяли его, а он оставался бедняком. Возмутился он и пошел к Сарафу из Коцка, благословенна память праведника. Стал он сетовать на отсутствие справедливости и просить помощи.
«Чему ты удивляешься, — сказал Сараф, — ведь пасук ясно говорит “не мудрецам хлеб” (Коэлет, 9:11).
“Если это так, возникает вопрос, — возмутился пришедший, — почему горька наша доля?”
“Нет ничего проще, — ответил Сараф, — так Святой, благословен Он, говорит: ты мудрец? Устраивайся сам”. А самому невозможно.
Тот, кто не мудрец, знает, что нуждается в помощи Творца. Полагается на Него, и есть на Кого полагаться. Но тот, кто думает о себе, что он мудрец и не нуждается в помощи Творца, увидит свою ошибку…
И Творец благословенный уговаривает нас: Обратитесь ко Мне, ибо Я — Б-г, и нет иного», а тот, кто глуп, полагается на себя, когда он может положиться на Творца, Который все может!… (Мааян ашавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.