Темы: Тшува, Хасидские рассказы, Ту биШват, Хасиды
Рав Мордехай Шломо из Боян посетил как-то Эрец Исраэль. Из хайфского порта он отправился в Тель-Авив и всю дорогу, более двух часов, не отрываясь смотрел в окно.
— Что Рав видит там, в окне? — поинтересовался один из хасидов.
— Написано, что на эту землю постоянно обращены глаза Творца, — ответил Рав. — Так уж тем более такому, как я, следует смотреть на неё, не отрываясь…
Во все времена евреи стремились в эту Землю. Но не каждый удостаивался жить в ней. Ведь у этого особого места — особые требования к жителям…
Более 100 лет назад двое друзей, Ицхак и Шломо, приехали в Израиль из Венгрии. Оба юноши были из религиозных семей, одевались в длинные сюртуки и шляпы, их виски украшали длинные пейсы. Внешне они не отличались друг от друга, но на самом деле были очень разными. Шломо действительно был богобоязненным евреем, а вот Ицхак только выглядел таким. Последний боялся осуждения людей и совершал грехи втайне.
Обоим было по 17 лет, и никаких средств к существованию они не имели. Узнав, что на Ту би-Шват у рава Бидермана будет Тиш, где ребе из Лалова раздаст своим хасидам плоды Эрец Исраэль, друзья решили тоже пойти туда. Просто потому, что были голодны.
На Тише, согласно обычаю, сотни хасидов получили плоды из рук своего ребе. Дошла очередь и до наших героев. Рав Бидерман улыбнулся Шломо и насыпал ему полную пригоршню отборных плодов. А Ицхаку не дал ничего, лишь шепнул что-то ему на ухо. Тот выглядел смущенным. В ответ на немой вопрос товарища сказал:
— Праведник читает в сердце человека. Он увидел, кто я на самом деле. Сказал, что Святая Земля не терпит грехов.
— Если так, — сказал Шломо, — пойди к ребе и попроси, чтобы помог тебе вернуться к тшуве, раскаяться.
Ицхак так и сделал. Попросил рава принять его, рассказал, что нуждается в помощи и наставлении, чтобы прекратить грешить. Рав написал ему целый подробный план: что, как и когда нужно делать, чтобы раскаянье было принято. План был сроком на год.
Ицхак сделал все, что предписано. «Только не уверен я, что смогу и дальше держаться и не совершать прежних грехов», — сказал он другу.
Но случилось так, что по истечении года тшувы Ицхак заболел и умер — абсолютно раскаявшимся… Можно сказать, что ему повезло: ушел свободным от грехов. А могло быть и хуже…
Шломо же стал лаловским хасидом. Именно он рассказал эту историю.
Земля Израиля особенна, отделена от остальных земель и стран. Она свята. Жить в ней — священное право, которое налагает множество обязанностей. Обязанность быть отделенным от грязи греха и преступления. Да удостоимся мы все жить в ней в святости, во времена Машиаха, в наши дни.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.