Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Внутренний мир, Подростковый период
Шалом! Задалась вопросом: что есть грех с точки зрения иудаизма?
Объясню. Был разговор на днях с сыном. Он верит в Творца, порой делится размышлениями своими на тему. И вот вчера заявил, что из-за своих грехов он думает, что не может прийти к Творцу (в молитве), что из-за грехов, якобы, Б-г его чуть ли не отверг!
Я в шоке, попыталась в который раз объяснить, что как раз это удобный случай прийти к Нему, поделиться наболевшим, излить Ему свое сердце, попросить помощи в том, чтобы Он помог ему стать лучше. Объяснила также, что без позволения Всевышнего в его жизни не было бы тех испытаний и искушений, которые он сейчас проходит! Что человек растет только от боли.
Как (нормальный) отец, Всевышний заинтересован в том (на мой взгляд), чтобы его дети росли как духовно, так и физически, поэтому происходит то, что происходит. Говорю ему, что Б-г нам ничего не должен, что Он нам уже ВСЕ дал. И как-то логично приходить к Нему в молитве с просьбой о том, чтобы Он помог нам с необходимым для жизни (чтобы достичь определенных результатов).
Вот, примерно, смысл того, что я ему попыталась сказать. Он местами с интересом послушал, а в другой раз игнорил вовсе. Я сникла оттого, что, по его виду, ему ничем не помогла.
Где я здесь неправа? Как с ним говорить о грехе, объяснить, что есть грех. На мой взгляд, грех — это неверие в Б-га, а остальное (курение, наркотики, эгоизм и пр.) — «побочные эффекты».
Второй вопрос (т. к. сын вырос без отца): как сделать так, чтобы сын захотел иметь хорошие цели (учиться, подрабатывать и всерьез относиться к работе — ему 17), т. к. у меня создается впечатление, что он просто плывет по течению и его привлекают лишь гулянки с друзьями и удовольствия? Заранее спасибо за ответ! Ваша постоянная читательница.
Уважаемая N.,
Хочу сказать Вам, что была глубоко тронута тем, что Вы говорили сыну, и, в принципе, согласна со сказанным.
Проблема в том, что это слышится как лекция раввина, а не разговор с мамой. Разговор включает в себя не только выкладывание тезисов по правильной духовной работе над собой, но и проявление интереса к внутреннему миру сына. То есть: а почему ты считаешь себя таким закоренелым грешником? Что привело тебя в этот «угол»? Где бы ты хотел найти себя? И т. д.
Если вопросы остаются без ответов (а подростки не раз отвечают родителям: «Прекрати копаться у меня в душе!»), можно попробовать говорить о себе или о знакомых в подростковом возрасте. О серьезности искушения, с которым Вы сталкивались, об ощущении потерянности и совершенных ошибках и т. д. И таким образом проявить эмпатию к сыну.
Вероятно, если есть религиозный знакомый, которого сын уважает, можно попросить его поговорить с сыном на эту тему, потому что к посторонним легче прислушаться, чем к родителям.
Что касается Вашего второго вопроса, опять-таки, поведение Вашего сына очень характерно для подростков в современном обществе, где в 17 лет люди еще совершенно не чувствуют ответственности за будущее.
Это можно обсуждать вместе, но не давить и не настаивать. Если материальное положение требует от него ответственности, например, необходимы подработки, надо думать о приобретении специальности, которая позволит хорошо зарабатывать и т. д., есть больше шансов, что сын «проснется» пораньше.
Если же его жизнь материально легкая, рекомендую выражать Вашу веру в то, что он найдет свой путь. Но набраться очень большого терпения, потому что пока что Ваши цели — это не его цели. А ему действительно больше всего хочется кайфовать со сверстниками. В мире, который дает этому полную легитимацию, очень трудно привить подростку другое отношение к жизни. И для этого нужна масса доверия и терпения.
С уважением и пожеланием радости от сына, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.