Темы: Доверие к детям, Воспитание в духе Торы, Мировоззренческие вопросы, Чтение для детей, Ита Минкина
Добрый день. Как вы считаете можно ли ребёнку давать детские книжки Стивена Хокинга? Ведь он был атеистом. Книжки «Джордж и тайны Вселенной», «Джордж и сокровища Вселенной», «Джордж и большой взрыв»? Роман
Уважаемый Роман,
Замечательно, что родители задаются такими вопросами, что есть такие родители, как Вы, которым не все равно, что дети видят, слышат и читают.
Конечно, нельзя читать детям книги и показывать передачи, где гипотеза происхождения видов Дарвина подается как истина в последней инстанции или агрессивно навязывается любая другая псевдоинформация, противоречащая Торе. Но, учитывая ограниченность рынка книг в духе Торы на русском языке, которые были бы занимательны для детей, бэ-диэвед (постфактум) не вижу проблемы в том, чтобы дать ребенку приключенческую литературу, в которой содержится информация о космосе. Тем более, по отзывам читателей, хотя дети с увлечением читают эти книги, многие из них пролистывает всю познавательную часть, а читают только сами приключения Джорджа)).
Книги Стивена Хокинга, как в свое время Жюля Верна, несут много полезной информации, сообщая ее в занимательной форме. Только у Жюля Верна это была земля, а у Стивена Хокинга — космос. И Жюль Верн был человеком верующим.
Если Вы решите дать ребенку книги Стивена Хокинга или другие источники информации (просто с его книгами проще, ведь мы ясно представляем себе, что они проблематичны), то правило остается одним — время от времени обсуждать с ребенком, что он читает и смотрит и как это воспринимает.
То есть прилагать усилия, чтобы отношения с ребенком были доверительными, позволяли бы открыто делиться впечатлениями и мнениями. (Чтобы ребенок делился, а не родители разражались высоко-воспитательной лекцией). Чтобы Вы могли обсуждать с ребенком прочитанное и увиденное.
Ведь количество информации, получаемой ребенком в современном мире, огромно и немалая ее часть вредна, почему и необходимо обсуждение с родителями. Простите, если повторюсь, но это не должен быть допрос: «Ну, выкладывай, что ты читал? Что смотрел? Там все нормально? Ничего не скрыл?» Только обсуждение в спокойной форме, иногда между делом, если вы чините что-то вместе или едете куда-то. Тогда эти обсуждения станут не только важным фактором формирования мировоззрения ребенка, но и бесценным (классным!) временем, проведенным с папой.
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.