Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Укладывание спать и сон, Дошкольники, Ита Минкина
Здравствуйте! Хочу с детьми всегда читать «Шма» перед сном. Но не знаю, как принято читать с детьми. Чтоб и им было не скучно, и все было правильно. N.
Уважаемая N.,
Перед сном с детьми можно читать Шма Исраэль — от «Слушай, Израиль…» до «…и на воротах твоих». Можно и закрывать ладошкой глаза (учить их этому потихоньку), как это делается во время чтения Шма. И еще говорить с ними «А-мал-ах а-гоэль» — «Ангел, избавляющий меня от всякого зла…» (тоже часть чтения Шма перед сном):
А-мал-ах а-гоэль оти ми-коль ра йеварэх эт а-нэарим вэ-икарэ баэм шми вэ-шем авотай Авраам вэ-Ицхак вэ-идгу ла-ров бэ-керэв а-арэц.
(«Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит юношей этих и да нарекутся они именем моим и именем отцов моих — Авраама и Ицхака; и да расплодятся они во множестве на земле» — Берешит 48, 16).
Можно петь это на какой-то определенный мотив, и ребенок привыкнет к этим молитвам, как к колыбельным, и, с Б-жьей помощью, сон будет лучше.
Что именно читать — зависит от возраста детей и, в определенной мере, от того, насколько им это нравится. Всегда (особенно, пока Вы их приучаете) лучше сделать чуть меньше, чем чуть больше. Если видите, что они охотно читают с Вами, можно еще что-то добавить.
В основном, чтение «Шма» перед сном основывается на том тексте, который приводится в сидурах — «Чтение Шма перед сном». Самый минимум — это только «Шма» и «Благословенно имя славы царства Его во веки веков!» (Барух Шем Квод Малхуто лэ-олам ва-эд). С полутора-двух лет можно добавить первый отрывок (от «Люби Господа…» — вэ-аhавта… — до «…и на воротах твоих» — у-ви-шаарэха) и «А-мал-ах а-гоэль».
И дальше — по молитвеннику, добавляя по мере взросления ребенка и по мере его привыкания: «Во имя Господа, Б-га Израиля, по правую руку мою Михаэль…» (Бэ-Шем а-Шем Элокей Исраэль ми-йемини Михаэль…). И хорошо объяснить детям, что Б-г посылает ангелов, которые хранят нас. И у каждой души есть ангелы, которые ее хранят и т.д. Не нужно делать из этого лекцию, лучше только упомянуть, потому что некоторые дети могут начать бояться ангелов или пытаться найти их, думая, что те прячутся в комнате.
Лучше всего произносить «Шма» с детьми как речитатив или напевное чтение с какой-то простой спокойной мелодией, как колыбельную. Обычно дети это очень любят, это — внимание мамы перед сном, это успокаивает и готовит ко сну.
Если какой-то момент еще не ясен, пожалуйста, пишите.
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.