Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Агрессивный ребенок, Младшие школьники, Установление границ
Уважаемая р. Ципора Харитан, у меня вопрос, касающийся моего внука. Мы и семья сына живём в Нью-Йорке 6 лет. Приехали из России. Мальчику 9 лет. С родителями и в школе он ведёт себя нормально, но, когда мы с мужем с ним одни, внук часто бывает агрессивен, особенно когда мы забираем его из школы. После школы он бегает по дому, дерётся, стреляет в нас из игрушечного пистолета. Стреляет и в себя, приговаривая: «Я всё равно убью себя», особенно когда чувствует себя виноватым. И вообще он часто говорит, что убьёт себя — «я плохой». Мы с мужем стараемся как можно больше хвалить его, говорить, что он хороший мальчик. Ему это часто не нравится. Внук постоянно старается делать нам гадости. Когда его удается отвлечь и занять интересным для него делом, он успокаивается. Нас расстраивают его приступы злости. Мы старались не обращать внимания на его грубости в надежде, что это у него пройдёт с возрастом, или объясняем, что это плохо. Положительного результата нет. Ребёнок говорит, что родителей не любит, особенно маму. Последние 2 года внук вместе с родителями занимается борьбой в клубе. Может ли это добавлять ему агрессии? Внука очень раздражает, когда в его присутствии мы разговариваем между собой, требует, чтобы мы шли из школы рядом с ним молча. Иногда говорит «заткнитесь». Мы никогда вообще этого не произносили. Когда просим рассказать о школьных новостях, внук редко соглашается. Родители ребёнка считают, что он ведет себя как большинство детей в его возрасте, и не хотят обращаться к психологу. Родители убеждены, что мы с мужем ребёнка балуем и много ему позволяем. Помогите нам, пожалуйста. Благодарю. N..
Уважаемая N.,
Во-первых, позвольте посочувствовать вам с мужем. Такое поведение внука, несомненно, неприятно и беспокоит вас как дедушку и бабушку. Но, так как Вы пишете, что он ведет себя в школе и с родителями нормально и нормативно, то, видимо, он где-то ощущает ваш страх и беспокойство и ему очень нравится быть тем, кто командует взрослыми людьми. Подумайте сами, сколько силы это дает. Но сила, к сожалению, совершенно отрицательная, а поэтому, видимо, необходимо очень четко установить границы. Внук не имеет никакого права хамить вам, кричать на вас, говорить вам «заткнуться» и т.д. Но так как разговоры о правильном и хорошем поведении не помогли, а вряд ли вы как дедушка и бабушка можете его как-то наказывать, то рекомендую объяснить ему новые границы. То есть, например, дедушка с бабушкой могут разговаривать между собой, когда они хотят, и попросту не реагировать на его протесты и вопли. Если он будет вам грубить, скажите ему, что вы с ним не разговариваете и не выполняете его просьбы, пока он не будет выражать их вежливо. Если нужно, оставьте без обеда или без ужина, если он их потребовал по-хамски. То есть, не давайте ему повода чувствовать себя «плохим», т.к. он, несомненно, понимает, что такое поведение запрещено, а сам себя держать в рамках еще не научился. Не думаю, что занятия борьбой усиливают агрессию, т.к., наоборот, они обычно дают ей легитимный выход. Я также не уверена, что ребенку непременно нужен психолог. Но я бы села и обсудила с родителями, что они считают баловством с вашей стороны, а о чем они должны предупредить внука, что, если он будет позволять себе такое поведение по отношению к дедушке и бабушке, то его просто не будут туда отпускать. Я надеюсь, если вы перестанете беспокоиться, что у ребенка есть какие-нибудь психологические травмы или отклонения, и поставите ему очень четкие границы, которые сами сумеете «охранять» без проявлений гнева, с одной стороны, и без подчинения капризам, с другой, то ребенок довольно скоро начнет себя вести нормативно, с Б-жьей помощью. Если же за несколько месяцев такого поведения этого не произойдет, тогда, может быть, стоит возобновить разговор о детском психологе. Но обычно, когда ребенок неспособен владеть своей агрессией, это проявляется во всех сферах его жизни. Если же это происходит только с определенными людьми, то, видимо, он чувствует, что может себе это позволить.
Смотрит ли он «агрессивные» передачи по телевизору, играет ли в компьютерные игры, где есть агрессия? Вот это может очень плохо влиять на натуру ребенка, особенно, если агрессоры — еще и победители.
Желаю вам набраться спокойствия и терпения и поставить мальчику четкие рамки, которые, в первую очередь, нужны ему самому.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.