Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Отношение к деньгам, Юношество, Взрослые дети, Зависимости
Шалом. Скажите, пожалуйста, как поступить? Молюсь В-севышнему и прошу подсказать, как правильно поступить. Писать можно очень много, но хочу конкретно. Должны родители оплачивать долги сына? 1. Ему 23 года. 2. Работал, бросил сам работу. 3. Деньги тратил только на себя и т.д. Много помогали ему, уже оплачивали много раз его долги. Но он снова их делает и делает. Много бесед, разговоров и т.д. было с детства, знали всю его жизнь — с кем, где, когда… И последний разговор был примерно так. Я сказала (мама): что же ты опять бросил работу, наделал долгов? И много еще было сказано (но в повышенном тоне). А он ответил: не надо было мне помогать, никто не просил, сама всё делала (сынок так, сынок этак и т.д.). А я говорю: если бы не делала, сел бы в тюрьму. И он сказал: сел бы — может быть, было бы лучше. Да еще много что сказал. Было очень больно это слышать. Теперь идут письма уже о том, что могут посадить за долги (и это будет). Сердце болит и кричит, что надо снова помочь и заплатить (очень боюсь, что будет в тюрьме). Но понимаю, что так дальше не может быть. Что он должен понять, что должен работать и отвечать за свои дела. Это очень-очень кратко. Подскажите, как поступить? Или есть видео, статья и т.д.? Что говорит Тора, Талмуд, еврейские мудрецы? Очень жду Вашего совета. N.
Уважаемая N.!
Очень сочувствую Вашему материнскому горю и боли. Но думаю, что ничего не поделаешь, человек не может научиться себя правильно вести, если его каждый раз спасать от ответственности за его поступки. То есть: Ваш сын уже давно совершеннолетний не только по еврейским законам, но даже и по законам страны вашего проживания. Он должен учиться быть взрослым, а до сих пор Вы все время защищали его от последствий его поведения.
С другой стороны, видимо, как Вам это ни обидно, он воспринимает Ваше вмешательство и Вашу помощь как контроль над своей жизнью. А поэтому всеми силами демонстрирует, что Вы всё равно проконтролировать не сможете. Поэтому советую сказать ему, что ваш последний разговор Вас полностью убедил и Вы дадите ему делать, что он хочет, и самому нести за это ответственность. Да, конечно, тюрьма — это очень страшное место. Но и человек, который находится в своей внутренней тюрьме, не сможет оттуда выйти, пока не захочет.
Между прочим, скажите ему без всякого нажима и очень спокойно, что, если бы он хотел обсудить с психологом какие-то свои проблемы, возможно, это помогло бы ему наладить свою самостоятельную взрослую жизнь. Если для этого нужно будет помочь деньгами, так как сейчас он безработный, то на это Вы готовы. А если он не хочет — то это его решение. (Если сын согласится, конечно, лучше, чтобы Вы платили психологу напрямую, чтобы деньги не пошли куда не надо). Но во всем остальном Вы должны, как Вам это ни тяжело, отойти в сторону и дать сыну начать жить своей собственной жизнью. А Вы, конечно же, можете и должны и дальше за него молиться.
Желаю, чтобы всё нормализовалось и Вы увидели от сына радость.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.