Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Юношество, Ита Минкина, Подростковый период
Будьте любезны, подскажите, пожалуйста, что мне делать! У меня две дочери, одной 15 лет, а второй — 10. Я нахожусь в процессе тшувы и пытаюсь приобщить детей к иудаизму. Сначала это вызывало у них интерес, мы вместе читали разные книги, поскольку в интернете сегодня есть много изумительных сайтов, как этот. Но потом они пожили 2 недели у бабушки, моей мамы, и весь интерес и все, что мы с ними читали и узнали, улетучились. Что мне делать и как вернуть детей? Еще один вопрос. Как оградить детей от нежелательного общения, так как окружение дочерей меня не устраивает? Подскажите, пожалуйста, мне необходимо все менять и переехать в город, где есть община? Так как в городе, где я живу, сейчас общины нет. Как подготовить детей к этим переменам, чтобы они не протестовали и не думали, что их вырывают из того места, где они выросли? N.
Уважаемая N.,
Вы задаете очень важные вопросы. Воспитание подростков всегда требует большой гибкости и чуткости, тем более в такой непростой ситуации, когда нет подходящего окружения. Постараюсь ответить по порядку. Вы спрашиваете:
…они пожили 2 недели у бабушки, моей мамы, и весь интерес и все, что мы с ними читали и узнали, улетучились. Что мне делать и как вернуть детей?
Постарайтесь, хотя Вам очень обидно, что весь Ваш труд как будто пропал зря, ничего резкого ни в адрес бабушки, ни в адрес дочек не говорить и таких фраз, как «Больше я вас к бабушке никогда не пущу!», — тоже, потому что это лишь возводит барьер между вами и ними. Вместо этого проявите искренний интерес: «А как было у бабушки? Чем вы занимались?» И даже если то, чем они там занимались, вызовет Ваше неодобрение, хотя бы в первый момент никак этого не показывайте. Цель Вашего разговора — не выведать их проступки, а восстановить доверие. Покажите им: Вы довольны тем, что они получили удовольствие, пожив у бабушки.
Как оградить детей от нежелательного общения, так как окружение дочерей меня не устраивает?
Оградить детей в этом возрасте от общения со сверстниками — задача не из легких, и мне кажется, что это неблагодарный труд. Невозможно или почти невозможно. Вы ведь не сможете посадить их под домашний арест. Они ходят в школу, они встречаются с детьми и сверстниками, живущими по соседству. Если Вы им запретите, они найдут лазейки обойти запрет. Наоборот, это станет для них игрой — захватывающей и опасной, в которой у мамы, к сожалению, роль не очень завидная… Если у Вас есть возможность создать им условия для общения с детьми того круга, к которому и Вы принадлежите, то это был бы самый лучший вариант.
Как подготовить детей к этим переменам, чтобы они не протестовали и не думали, что их вырывают из того места, где они выросли?
Вы правы, если с этим чувством переезжать, то много от переезда не выиграть, девочки будут скучать по старому месту, по старым подругам. Вместе с тем, вполне естественно, что они будут скучать, даже если и найдут себе новых подруг и будут вполне довольны переменами. Поэтому будьте готовы к тому, что иногда они будут Вас «донимать»: «Ой, зачем мы переехали, там было лучше!» В таких случаях не теряйтесь, не оправдывайтесь и не читайте нотаций о важности правильного окружения. Просто спокойно выслушайте и даже посочувствуйте где-то… Да, это непросто — расставаться со старыми подругами. Обнимите и покажите, что Вы понимаете… А потом жизнь продолжится сама по себе и они привыкнут, если у них будут новые интересные знакомства.
Все-таки как подготовить детей к этим переменам?
Вы должны определить: то состояние, в котором девочки сейчас находятся, — это яркое «анти», глухое внутреннее «анти» или просто отсутствие интереса? Если это один из вариантов «анти», то переезд сейчас, наверное, не будет эффективен… Может, стоит подождать, пока последствия визита к бабушке постепенно сойдут на нет… В любом случае, переезд — дело, которое занимает время… Если же это просто отсутствие интереса к еврейскому образу жизни, можно попробовать связаться с семьями, которые, как и Вы, делают тшуву и в которых есть девочки в возрасте Ваших дочерей. И попробовать организовать для них общую субботу, пригласить их в гости или послать девочек к ним в гости, а для начала организовать для них общение каким-то другим способом.
Возможно, для ваших девочек Вы — единственная из всех знакомых им мам, которая вживую интересуется иудаизмом и хочет жить пео-еврейски. Сайты и книги не заменят живого общения. Но если они встретят детей и других мам, которые тоже идут по этому пути, им будет легче и интереснее следовать за Вами.
С искренним уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.