Темы: Воспитание, Ципора Харитан, Школа, Приучение к порядку, Дисциплина, Внутренний мир, Младшие школьники, Игры с родителями, Установление границ
Уважаемая Ципора Харитан. В вашем ответе на один из вопросов нашла для себя очень важную информацию. Прошу у Вас совета относительно специфики своего вопроса. Меня Всевышний благословил творческой семьёй. Я слышала не раз, что особенность большинства творческих личностей в их повышенной чувствительности и эмоциональности. А, следовательно, есть необходимость в снятии напряжения. Все дети любят мастерить из подручного материала, музыкальны и впечатлительны. Получается, что интерес к лепке и рисованию не только важен как любимое занятие, но и имеет важность как само-терапия. Вы советуете: «Дайте ребёнку (5.5 лет) побольше лепить из теста, глины, пластилина — и развивает моторику, и помогает человеку, которому надо что-то всё время крутить в руках». Сколько времени на протяжении дня выделять для такой деятельности, если ребёнку 9 лет и есть прямые обязанности ученика делать домашнее задание, повторять учебный материал, учитывая сказанное выше? У меня опасения, что творчество вытесняет собой все другие виды деятельности. И второй Ваш совет: «Очень советую перед сном массаж всего тела. Лучше всего рукой с кремом по коже. Очень успокаивает, расслабляет и удовлетворяет нужду в прикосновениях у человека с большими тактильными потребностями». Имеет ли значение, кто из родителей делает массаж? С одной стороны, прикосновения матери могут быть тем, что не хватает мальчику, а с другой стороны, ему уже девять и вдруг мои прикосновения могут его смутить? Заранее спасибо. Н.
Уважаемая Н.,
Ваши вопросы носят очень практический характер, и попробую так же ответить на них.
Невозможно установить какой-то точный график: сколько именно времени ребёнок с творческим типом личности должен посвящать каким-то занятиям, которые являются для него терапией через искусство. Я думаю, что в дни, когда такой ребёнок перевозбуждён, он всё равно не сможет спокойно выполнять домашние задания по предметам, которые его мало интересуют, пока не снимется его эмоциональное напряжение. И в такие дни стоит «проиграть битву», а, точнее, вообще её не начинать и дать ребёнку заняться тем, что он любит и что его успокаивает. В другой раз, когда он гораздо спокойнее, можно вообще посвятить весь день учёбе и подогнать материал, в котором он, может быть, отстал, объяснив ему: Вы хотите, чтобы он мог хорошо заниматься в рамках своего учебного заведения.
Если Вы считаете, что таких дней, когда он спокоен, чересчур мало вообще, то, возможно, стоит заключить договор: он отдыхает час-полтора после учёбы, а потом выполняет свои обязанности. И лишь после этого может вернуться к любимым занятиям. (Естественно, отдых — не обязательно сон, это может быть что-то, что он любит делать. Ему может быть очень полезно покататься на велосипеде, если есть где, или можно дома устроить с детьми «урок гимнастики» на 15-20 минут и заняться аэробными упражнениями — пусть попрыгают, поскачут и т.д. Если соседям мешает шум, постелите ковёр или одеяло и оденьте носки вместо ботинок). Советую поставить ему громкий будильник на десять минут раньше того времени, когда надо переходить к учёбе, чтобы он знал: нужно подготовиться к этому переходу. Постарайтесь не превращаться в «будильник» сами и не напоминайте ему каждую секунду, но договоритесь с ним заранее: в назначенное время Вы можете забрать у него то, чем он занимается (можно добавить пять минут, если ему действительно нужно закончить что-то небольшое). И к творчеству он теперь сможет вернуться, только выполнив минимальные обязанности.
Советую также понять, что обязанности эти действительно должны быть минимальными, т.к. ребёнок с творческим складом ума иногда просто умирает от скуки, делая домашние задания. Как учительница могу Вам сказать, что домашние задания по некоторым предметам — это очень нудная обязанность учеников и учителей, и сами учителя прекрасно знают, что выписать из книжки ответы в некоторых случаях — вовсе не значит обогатиться знаниями. А вот если Вы обдумаете, как «скрестить» его творческие порывы и материал, который он изучает в талмуд-торе, — это может очень помочь. Скажем только ради примера: мы делаем иллюстрацию к главе из Пророков, которую сегодня изучали, но так как речь идёт о Танахе, иллюстрация должна быть абсолютно точной: всё — как написано в главе. Я думаю, если Вы используете своё желание дать детям обширные знания, чтобы преподнести им материал интересно и захватывающе, они будут меньше ощущать различие между интересными «созидательными» занятиями и скукой зубрёжки и повторения. То есть я веду к тому, что и выполнение домашних заданий должно для таких детей носить более игровой и живой характер, т.к. иначе они просто всеми силами постараются от них отделаться с минимальными потерями.
Что касается массажа, то думаю, что мальчику девяти лет уже можно массировать только верхнюю половину тела и ноги ниже колен, чтобы не вызывать нежелательное возбуждение. А кто из родителей будет это делать, пока непринципиально. Полагаю, что ещё через год-два он уже будет очень сильно стесняться Вашего прикосновения и тогда, безусловно, будет лучше, чтобы эта функция перешла к отцу. Кстати, научите его самого растираться после душа влажным полотенцем — взбадривающее средство или мягкой губкой — успокаивающее средство.
Желаю Вам видеть от детей много радости, всего самого лучшего, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.