Темы: Воспитание детей, Дошкольники, Ита Минкин, Домашнее обучение, Методики воспитания, Игры с родителями
Шалом! Я молодая мама, моей малышке уже годик. У меня вопрос касательно ее воспитания. Дело в том, что она очень активный, подвижный ребенок, какие-то игры, где нужно посидеть, ее не интересуют никогда. Зная эту ее особенность, а также начитавшись о пользе собирания пирамидок и строительства башен из кубиков, я занимаюсь с ней этими играми, можно сказать, через силу. Т.е. я ее сажаю, ставлю перед ней пирамидку, и сначала по принципу рука в руке (а сейчас она самостоятельно) мы собираем и разбираем пирамидки, играем в сортировщик и строим башни. Она почти всегда недовольна, плачет, но собирает пирамидки дальше. У меня вопрос — к чему может привести такое мое воспитание? К тому, что она возненавидит эти пирамидки навсегда, или к тому, что она научится сидеть спокойно и заниматься делом? Я за ней наблюдаю и вижу, что истерики сходят на нет, она понимает, что я не отвяжусь от нее, пока она не построит пирамидку, и делает то, что я от нее требую. Как-то замотивировать, пробудить интерес к этим занятиям у меня не выходит, а через силу, боюсь, что она потом сама вообще не захочет ничего учить и делать тоже. Как быть? М.
Дорогая М.!
Задавая этот вопрос, Вы уже вплотную подошли к ответу. Ваше желание молодой мамы так понятно и естественно: дать малышу как можно больше (и как можно раньше!).
Но Вы немного опережаете события. Обучение идет успешно и прививает любимые навыки, прежде всего, когда соответствует физиологическому, или когнитивному, или эмоциональному уровню развития ребенка.
Заставьте ребенка в два года играть на скрипке. Заставить делать можно почти все что угодно, но ведь он возненавидит скрипку, возненавидит занятия, возненавидит музыку вообще. Сколько людей (продолжим пример с музыкой) после окончания музыкальной школы с ликованием закрывало инструмент и больше близко к нему не подходило! Потому что их — заставляли. И это, заметьте, притом, что обучение происходило, когда их развитие было на соответствующем уровне.
Возьмем, например, обычную маму, не имеющую феноменальной одаренности в математике (у нее другие способности), и ЗАСТАВИМ ее СИЛОЙ умножать в уме четырехзначные числа. И так каждый день.
Какова вероятность того, что она полюбит это занятие и по собственной воле захочет его продолжать? Так, ради интереса?
И какова вероятность того, что она это возненавидит?
ЛЮБОЕ ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ УРОВНЮ РАЗВИТИЯ.
Если Вы хотите «опередить» уровень (а молодых мам хлебом не корми — дай опередить), обучение надо сделать как можно более —
И ПРЕКРАЩАТЬ ОБУЧЕНИЕ В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА РЕБЕНОК ТЕРЯЕТ К НЕМУ ИНТЕРЕС.
Я бы Вам посоветовала кубики на время спрятать. Чтоб дочка о них забыла, так как она их уже ненавидит. Потом достать и посмотреть: подойдет ли она. Если нет, не настаивайте. Максимум, приобретите новые кубики другой расцветки.
Прежде чем научиться строить башни, ребенок проходит в «строительстве» несколько этапов.
Этот процесс со всеми этапами может занять недели и месяцы. Заставлять ее сейчас строить пирамидку — все равно, что заставлять бегать до того, как научилась ползать. Или скакать на лошади аллюром до того, как научится взбираться на нее…
Более того. Дорогие молодые мамы, «приучение» ребенка силой, через плач, пусть вами и движут светлые намерения вести его по пути знаний, граничит с насилием (со всеми вытекающими). Взываю к вам: остановитесь!
Еще пример из этой же «оперы». Мамы заставляют ребенка учиться рисовать домик или человечка, не понимая, что этот, как и любой другой, процесс обучения навыку идет постепенно и ступенчато:
И переход от ступени к ступени занимает месяцы, и даже годы!
Поэтому не торопитесь. Терпение и постепенность, постепенность.
Успеха!
P.S.:
Советую почитать книги известного исследователя и ученого — Пиаже. Это классические исследования развития навыков у детей. А также — замечательную книгу Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Как?».
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.