Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети
Шалом, уважаемые раввины. Возможно, подобный вопрос уже освещался, но всё же спрошу. Если не давать возможность ребёнку рассказать о том, кто обижает его, оскорбляет или угрожает (пусть даже по-детски и «в шутку») — в детсаду, в хедере или далее в ешиве, то как он сможет вовремя получить необходимую помощь и поддержку? Как ребёнок может нормально развиваться и слушаться взрослых (родителей и учителей), если ощущает, что его проблема их не интересует и, более того, нужно найти обидчику оправдание (ладун лэ-хаф зхут)? А.
Уважаемая А.,
Вы совершенно правы, нельзя, чтобы у ребёнка создалось ощущение, что родители проявляют безразличие к его проблемам под прикрытием Галахи.
Но я думаю, что нам как родителям нужно научиться различать две ситуации. Первая — обычные детские споры и пререкания, которые иногда даже переходят в драку. В этих случаях самое главное — успокоить ребёнка и помочь ему найти пути помириться или защитить себя. Вторая — ситуация, когда ребёнок превращается в жертву старших или более агрессивных детей, которые его бьют ни за что, ни про что, отбирают вещи, унижают и терроризируют. В этих случаях совершенно необходимо выяснить у ребёнка имена обидчиков и объяснить ему, что сейчас надо говорить всю правду и называть имена: это необходимо сделать и ради него самого, чтобы защитить его, и ради «агрессоров» — чтобы они научились вести себя правильно. Это то, что называется «ради пользы».
Если мы видим, что ребёнок постоянно боится идти в садик или в школу или не хочет выходить на детскую площадку, то, скорее всего, имеет место ситуация номер два, и с этим и по Галахе необходимо разобраться правильно. Хофец Хаим говорит, что если человеку наносится ущерб, то его можно оградить от этого, рассказав о действиях злоумышленника.
О том, что нужно ладун лэ-хаф зхут, искать оправдания каждому человеку. Здесь никак не имеется в виду, что мы должны говорить: «Смотри, он хороший, он только немножко дерётся и немножко говорит гадости». Ладун лэ-хаф зхут — это и сказать ребёнку: «Видимо, он невоспитанный и не умеет решать проблемы по-хорошему». Когда мы так говорим, с одной стороны, это чистая правда, а с другой, мы проявляем сочувствие к ребёнку, учим его правильным нормам поведения и не защищаем дурное поведение другого. Наш Закон не носит христианского характера и не требует от нас учиться подставлять другую щёку. Надеюсь, что Вам и другим родителям удастся правильно «балансировать» и, с одной стороны, не вмешиваться в нормальные детские конфликты, а с другой, защитить, если нужно, своих детей и научить их защищать себя. Если для этого необходима помощь другого взрослого, то за ней следует обратиться — ради своей пользы и пользы тех, кому нужно научиться вести себя как следует.
Возможно, стоит отправить ребёнка в какую-нибудь секцию самообороны. Очень часто даже одной уверенности ребёнка в том, что он может себя защитить, вполне достаточно, чтобы остановить драчунов, т.к. они обычно пристают к детям, которые кажутся более слабыми и испуганными.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.