Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети
Шалом и хаг самеах (с праздником)! Хочу спросить вашего совета вот в чем. Я замужем, у меня бли айн а-ра, большая семья — три дочки, 11, 7 и 3 лет, и три сына. Несколько лет назад я познакомилась с молодой девушкой, баалат тшува. В то время она только-только пришла к религии, и я стала принимать ее в своем доме, учиться вместе с ней и по мере возможности помогать. Мои дети к ней очень привязались.
Но спустя некоторое время я стала замечать, что старшая дочка позволяет себе нелестные сравнения в мой адрес. Например: «Почему ты не накрасишься, посмотри, как накрашена Рахель», «Почему ты не наденешь парик, а ходишь в этом некрасивом кисуе (головном покрытии), вот какая модная прическа у Рахели». Все разговоры у нас стали вертеться только вокруг того, что интересного Рахель рассказала или сделала.
Потом мы переехали в Израиль, и общение с Рахелью свелось к редким телефонным звонкам. Я, честно говоря, вздохнула свободно. Но прошел год, и Рахель сама приехала сюда. Конечно, она зашла нас навестить, привезла девочкам подарки, игрушки, с большим энтузиазмом рассказывала об изменениях в своей жизни. И все началось сначала, дочка даже начала капризничать, что не хочет ходить в религиозную школу, а хочет учиться в обычной школе, а потом в университете, как Рахель, не хочет одеваться, как все девочки в нашем окружении, а хочет модные наряды, как у Рахели. Даже игры у нее такие, в которых она постоянно называет Рахель мамой. Вижу, что младшие к этой девушке тоже тянутся.
Меня это и сердит и обижает. Не знаю, как правильно себя вести с этой девушкой. Без повода перестать ее принимать я не могу, она друг нашей семьи. Девочки сами начинают просить позвонить Рахели, если долго не общаемся, а если отказываюсь, начинаются нытье и слезы. Объяснять девочкам что-то бесполезно, да и упрекнуть мне Рахель по сути не в чем. Но я не могу дать нашим детям ее образ жизни и не знаю, как это правильно объяснить. Спасибо за совет и хаг самеах! И.
Уважаемая И.,
Вы совершенно правы, что Ваша знакомая, Рахель, почти ни при чём в этой ситуации. Просто, видимо, Ваша старшая дочка — большая любительница эстетики. И очень много девочек такими бывают с самого раннего возраста, т.к. Б-г вложил в их души этот талант. А поэтому если Вы, не дай Б-г, не хотите, чтобы у Вас в доме сложилась неприятная ситуация, когда ребёнок считает, что красивое и притягательное находится в нерелигиозном мире, а скучное и серое — в харедимном обществе, то необходимо удовлетворить эту потребность девочки. Любая девочка очень гордится, когда мама нарядная и красивая, и этому нужно уделять время и размышление (не всегда деньги, потому что можно найти очень симпатичные вещи по очень низким ценам). Такой девочке нужно позволить выбирать нарядные в её глазах вещи, не отходя ни на йоту от требований Галахи.
Возможно, в Вашей семье на это никогда не делался упор, но если Вы не хотите, чтобы дочь начала искать красоту и радость в нерелигиозном мире, необходимо показать ей, что Вам это важно тоже и что вполне можно и нужно быть красивой, нарядной и эстетичной в рамках религиозных правил. Когда Вы начнёте уделять этому внимание, девочку перестанет тянуть «не туда» и Рахель будет ещё одной нарядной и красивой, а не единственной нарядной и красивой в её представлении. Я понимаю, что предлагаю нелёгкую работу над собой и семейной жизнью, но, к сожалению, вижу, что там, где эту работу не делают, девочки начинают удовлетворять свою НОРМАЛЬНУЮ И ЕСТЕСТВЕННУЮ потребность в красоте различными некошерными методами. А поэтому постарайтесь не убеждать её, что эстетика — это неважно. Она этого всё равно не примет. И вместе с ней начните вырабатывать стиль нарядный и разрешённый по Галахе. Желаю Вам удачи и радости от детей.
С уважением, Ципора Харитан
N.B.:
Кстати, я убеждена, что и Вы сами получите массу удовольствия от превращения в молодую красивую женщину из почтенной матроны. Сначала это очень непривычно, но постепенно женщина начинает радоваться своей женственности, а про мужа и говорить не приходится.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.