Темы: Воспитание детей, Дети, Дисциплина, Дошкольники, Ита Минкин, Критика, Общение с детьми
Моя дочка, четыре года, невнимательна! Если она сделает что-то плохое или неправильное, я, конечно, стараюсь объяснить, что к чему, но она вроде слушает, вроде слышит, но видно, что это не так. Она как-то смотрит сквозь тебя. Также в этот момент, когда объясняешь ей, она может начать играть или отвлекаться, я чувствую себя не услышанной и не важной, это так раздражает меня. А если спросишь у нее, все ли она поняла, она скажет да, но если попросишь пересказать то, что я сказала, она не знает!!!! Что мне делать? Н.
Уважаемая Н.,
Проделайте следующие два эксперимента:
Она это восприняла? Поняла? Усвоила?
Если ответ положительный (можно проделать эти эксперименты несколько раз ради чистоты опыта), то можно смело утверждать, что у дочки с восприятием все в порядке, и вся проблема — в той форме, в которой мы, родители, привыкли делать замечания детям.
Следует понимать, что, обучая детей, «что к чему», мы готовим их быть людьми аккуратными, ответственными, вежливыми и т.п., без этого невозможно жить в обществе. По сути, мы предоставляем информацию, которая будет значимой для них на протяжении десятков лет. Это, согласитесь ценная информация. Это наш им подарок.
Как принято делать подарки? Есть некий ритуал. Обычно, делая подарок, дожидаются подходящего момента, смотрят в глаза, говорят что-то сердечное или хотя бы пытаются, и т.д. И уж точно, не швыряют подарок, рассерженно что-то при этом крича. Если это не сцена из мыльной оперы, а ситуация, когда люди хотят, чтобы их подарок оценили, они и действуют соответствующе.
Понимаете, куда я клоню? Если мы хотим, чтобы дети восприняли наши упреки или замечания, мы должны четко знать, в какой форме их делать, иначе израсходуем энергию впустую — это в лучшем случае, или возведем стену отчуждения — в худшем.
Вот вкратце эти правила:
Фантики от конфеты лежат на полу. Возможно, для ребенка постарше этого достаточно, но четырехлетке нужно сказать подробнее. Тут пригодится —
Фантики от конфет нужно бросать в мусор.
Если ребёнок продолжает играть, то, не говоря больше ничего, мы берем его за руку, берем фантик и идем вместе бросать в мусор. Не злобно и раздраженно, а спокойно, доброжелательно.
Я закрою глаза (или отвернусь), и когда фантик добежит до мусора и прыгнет в него, то скажи мне!
Если нам надоело напоминать, то пригодится —
А это, согласитесь, лучше, чем читать долгую нотацию.
Если Вы видите, что эти способы не помогают, то постарайтесь обойтись неделю без замечаний (в крайнем случае, постарайтесь говорить как можно меньше, а действовать спокойно вместе), а посвятите эту неделю совместным играм, чтению, общению. Ребенок, который рад общению с взрослым, будет, как правило, рад и выполнить его наставления.
Подробнее о способах без потерь и с пользой «научить ребенка, что к чему» можно прочитать в книге А. Файбер и Э. Майзлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы они говорили», а также в моей книжке «Ох уж эти взрослые, или За что гладят рубашки?».
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.