Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Дошкольники, Домашнее обучение, Методики воспитания
Добрый день! Хотела бы задать вопрос раббанит Ципоре Харитан. Дорогая раббанит Ципора, сейчас есть много методик раннего развития ребенка. Одни из наиболее известных (в России, по крайней мере) — методики Монтессори, Никитиных, Зайцева, Глена Домана. Что Вы думаете о них? Стоит ли придерживаться какой-то из них в воспитании ребенка? Как они сочетаются с еврейским подходом к развитию ребенка? Малышу сейчас 6,5 месяцев. Может быть, Вы могли бы посоветовать что-то, что имело успех у Вас лично или у семей, которые Вы наблюдали? Огромное огромное спасибо! С уважением, N.
Уважаемая N.,
Очень понятно желание матери дать своему ребёнку самое лучшее и помочь ему развиться наиболее полным образом. К сожалению, я не знакома с методиками, о которых Вы говорите, кроме Домана. Но я бы хотела сказать несколько слов в общем на эту тему.
Тысячи родителей были в восторге от возможности научить детей читать в самом раннем возрасте. И, несомненно, у очень многих это прекрасно получилось. Но нет ни одной книги или статьи, которые бы описывали особые интеллектуальные достижения детей, которых обучали читать этим методом. И я предполагаю, что полное отсутствие материала на эту тему свидетельствует о том, что не нашли никакой корреляции. Поэтому нет ничего дурного в том, чтобы пытаться заниматься ранним развитием ребёнка, но вряд ли мы сможем тем самым открыть перед ним какие-то новые горизонты.
С другой стороны, очень важно помочь ребёнку хорошо развиваться самому. Предоставить ему возможность больше двигаться, разговаривать с ним на грамматически правильном языке, называть вещи в окружающей среде своими именами, играть с ним, когда ему того хочется и т.д.
С точки зрения иудаизма мы стараемся развивать ребёнка по его возможностям. Конечно, Виленский Гаон уже в три года знал наизусть всё Пятикнижие, но это всё-таки является редким исключением. Сам он, который много занимался вопросами воспитания детей, не предлагал начинать обучение детей Торе раньше трёх лет, а, как известно, обучение это начинается с алфавита и простых рассказов.
Поэтому старайтесь давать своему ребёнку то, в чём он заинтересован.
Если же Вам хочется испробовать способы раннего развития, то моё единственное замечание о системе чтения по Доману — что система построена для английского, где чтение носит глобальный характер (т.е. человек должен запоминать форму слова, а не читать побуквенно). Русский и, в особенности, иврит фонетические языки, т.е. мы читаем побуквенно, поэтому я не уверена, что даже если ребёнок запомнит несколько десятков слов, это что-то изменит в его освоении чтения.
В любом случае желаю Вам удачи и сийата ди-Шмайа во всём, что Вы делаете для своего ребёнка. Понятно, что общение с любящей мамой, которая его занимает, может ему пойти только на пользу (если, конечно, мама ничего не заставляет силком).
Всего самого наилучшего, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.