Темы: Воспитание детей, Дети, Кризисы в воспитании
Часто ли бывают у детей возрастные кризисы, и в каком возрасте? И что такое «cензитивные периоды»? И как побольше и поточнее узнать о том, что нельзя применять для детей, а что можно — с точки зрения не только психологии, но и Торы?
Сензитивные периоды — периоды, наиболее благоприятные для развития чего-либо или обучения чему-либо (речи, иностранным языкам, ходьбе, танцам и т.д.).
Кризисы. Человек за свою жизнь сталкивается с несколькими кризисными периодами:
1) кризис новорожденности
2) кризис 2—3-х лет, или «Я сам»
3) кризис 6—7-ми лет (приход в школу)
4) подростковый кризис (начиная с 9 лет)
5) кризис среднего возраста (40 лет)
6) кризис старческого возраста
Легко ли ребенок справится с кризисом — во многом зависит от взрослых.
Кризис обусловлен возникающим противоречием между «хочу» и «могу». Например, кризис 3-х лет. Ребенок хочет быть как взрослый, но пока нуждается в помощи. И задача взрослого в этот период — сделать свою помощь ненавязчивой и дать ребенку относительную свободу действий, самостоятельность, при этом не снимая контроля.
С точки зрения Торы нельзя делать другому то, что ненавистно тебе самому. Это правило, с определенными комментариями, применимо и к воспитанию детей.
А чтобы подробнее узнать о том, как нужно себя вести с детьми в соответствии с Торой, ну и, разумеется, в соответствии с возрастом детей и характерными для них сложностями, нужно найти человека, который живет по Торе и обладает соответствующими знаниями в области воспитания, еврейского закона и этики. И консультироваться с ним. Или записаться в группу «повышения родительской квалификации», которую проводит такой (см. выше) ведущий. Только записывайтесь в группу, состоящую из родителей, у которых дети такого же возраста, что и Ваши. (А то бывали случаи в моей практике, когда мама подростка приходила в группу мам, у которых маленькие дети, или наоборот: пользы мало).
Поверьте, участие в этих занятиях еще ни одному родителю не повредило, а только наоборот, уберегло от многих ошибок и сделало их отношения с детьми более гармоничными.
Всего Вам наилучшего!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.