Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Школа, Подростковый период, Установление границ
Добрый день, уважаемые консультанты! Спасибо большое Вам за ответы и статьи, которыми вы наполняете сайт! Они помогают мне держаться на плаву и тянуться к лучшему и праведному!
Мой вопрос касается моей работы. Я работаю учительницей, сейчас учу детей беженцев, которые временно живут в другой стране. Мне миссия видится не только в передаче академических знаний, но и в поддержке детей в это сложное время. Я с большой любовью стараюсь вести свои уроки и общение с детьми и родителями.
И у меня есть несколько детей-подростков, которые меня ужасно раздражают. Я очень много думала, почему это происходит. Они мне хамят, нарушают личные границы, это портит мне настроение и заставляет сомневаться в пользе, которую я приношу. Я знаю, что некоторые из консультантов занимаются преподаванием и работой с детьми, кроме того, я полагаюсь на ваш жизненный опыт и религиозную точку зрения.
Я очень прошу помощи в ответе на вопрос, как лучше поступать в случаях, когда некоторые ученики (их буквально 2) позволяют себе вызывающее поведение — не только в мой адрес. Может, я что-то не откопала еще в себе, раз меня это триггерит? Может, мне нужно поменять стратегию? Я бы хотела продолжать нести любовь и поддержку своим детям, при этом не теряя самообладание и уверенность в своих силах и вкладе. Буду очень благодарна за ответ! N.
Уважаемая N.,
С большим вниманием и интересом прочитала Ваше письмо. То, что Вы делаете, — это действительно очень важный и святой труд.
Но учителю всегда нужно помнить несколько вещей.
Первое. Всегда будут ученики, которые по своим личным особенностям или по предыдущим обстоятельствам своей жизни не любят взрослых и стараются демонстрировать им, что никто их не подчинит, не заставит и они будут жить и учиться (или не учиться) по своим личным правилам.
Это связано не с тем, что Вы как учитель делаете, а с психологической потребностью подростков отстаивать свое «я» (даже когда на него никто не покушается).
Второе вытекает из первого: их наглое поведение направлено не против Вас лично, а против всех, кто записан в «лагерь» взрослых, которые их «не понимают».
Третье. Ради самой себя нужно относиться к таким явлениям с юмором. Помните басню Крылова: «Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!»? В тот момент, когда начинаешь видеть в них этакую гавкающую Моську, они уже не могут вывести из себя.
Четвертое. Не обещаю, что подействует, но иногда можно пойти на переговоры с такими ребятами.
Типа: ты освобожден от обязанности делать то, что я требую на уроке, и можешь читать, готовить домашние задания, играть в телефоне, слушать плеер через наушники и т.д. — при условии, что не мешаешь мне проводить урок для тех, кто в нем заинтересован.
Обычно, когда такого ученика оставляют в покое, а не пытаются подчинить общим правилам, у него нет причины мешать учителю, а остальным ученикам можно объяснить: Вы видите в том, что он не учится, ЕГО проблему и потерю.
Если еще несколько ребят захотят попробовать, разрешите. Обычно, когда пропадает прелесть нарушения, за несколько дней пропадает и желание нарушать.
(Я много лет преподавала в школе для девочек, они жили в общежитии при школе. Там были достаточно строгие правила, которые они всеми силами старались нарушать. Через несколько лет после окончания они меня позвали на встречу выпуска, и там слышу такой диалог:
— Ты покрасила волосы в очень красивый цвет, тебе очень идет.
— Это не краска, а мой естественный цвет.
— Но ты же никогда так не выглядела!
— Теперь некому делать назло — я и не крашусь.
И подобных историй я могла бы рассказать очень много).
Пятое. Замечательное правило, которому научилась у отца — педагога с огромным стажем: не всё надо видеть и замечать. А тогда нет нужды и реагировать.
Шестое. Скажите себе, что Вы делаете очень важную и нужную работу, а дети еще попросту неспособны оценить такие вещи. К большинству из нас благодарность родителям и учителям приходит в гораздо более позднем возрасте.
Седьмое. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не позволяйте нарушать свои личностные границы. И если к Вам обращаются по-хамски, то очень холодным и высокомерным тоном скажите: «По-моему, ты забываешься и позволяешь себе наглость». Обычно, когда не кричат и не реагируют иначе, желание хамить проходит.
И, конечно, ни один из моих советов не будет работать всегда, потому что ученики — это дети. С присущей им детской жестокостью и психологией «заключенных в тюрьме». То есть, школа — это «насильственное вмешательство в мою жизнь, и с ним надо бороться всеми силами по системе “назло маме уши отморожу”».
Когда мы понимаем, что для учеников вести себя так — естественно, и не виним себя в том, что «не умеем по-настоящему хорошо преподавать», всё становится гораздо легче.
Помню, я работала с учительницей, которая одновременно была очень известным лектором и славилась своими интересными выступлениями. Она как-то сказала: когда ученицы занимаются чем-то посторонним на уроке, у нее всегда возникает ощущение, что она недостаточно увлекательно преподает.
А я ответила, что в подобной ситуации ощущаю по-другому: бедные дети, они пропускают такую интересную информацию! Видимо, поэтому мое терпение испытывали много меньше.
С уважением и пожеланием продолжать Вашу замечательную деятельность, быть уверенной в себе и не позволять нескольким подростками унижать Ваше человеческое достоинство, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.