Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Бней Ноах, Материалы для Бней Ноах
Здравствуйте! Этой осенью у нас в семье произошло пополнение: с нами теперь живёт дочка моей погибшей подруги. Ей 3,5 года. Очень умная, живая, добрая девочка. Но у нас возник такой вопрос: стоит ли включать девочку в еврейские традиции, ведь она нееврейка? Избежать этого сложно, живем ведь вместе. Но можно же просто подавать как домашний тихий вечер, как, например, мы «празднуем» новый год: чай, торт, фильм, подарки своими руками. N.
Уважаемая N.,
Вы задаете серьезный вопрос. Так как из Вашего письма я не поняла, ведете ли вы как семья религиозный образ жизни в целом или пока только придерживаетесь некоторых религиозных традиций, с Вашего разрешения, хочу дать два ответа, первый — если речь идет о полностью религиозной семье, второй — о семье, соблюдающей часть традиций. (Вы пишете, что «соблюдаете частично», но частичное соблюдение тоже бывает разным).
Если вы семья полностью религиозная и планируете усыновление этого ребенка, тогда, конечно, он должен воспитываться в духе Традиции. Но если отношение к традициям у вас пока на уровне «еврейского фольклора», то ребенок действительно не является частью его. Но он растет в доме, где невозможно и не нужно скрывать от него, «как мы живем».
Поэтому не думаю, что сейчас, в 3,5 годика девочку интересуют какие-то философские установки. Скорее всего, ей просто нравится участвовать во всем в жизни семьи, и она это может делать, и ни ей, ни вам это абсолютно не вредит.
А потому не вдавайтесь ни в какую религиозную философию, а вот просто: «у нас дома так живут и так делают». Вреда от этого ребенку не будет.
Когда же девочка подрастет, можно будет объяснить ей, почему вы ведете именно такой образ жизни, и объяснить ей, что это ее решение и ее право — принимать эти традиции или нет.
То есть, вопрос правильный, но на данном этапе несколько преждевременный.
Надеюсь, что этот ответ вас удовлетворит. Если же вы — семья полностью религиозная и возникают проблемы, связанные с поведением детей, с тем, что «ей разрешено, а нам нет» и т. д., всегда можно посоветоваться более детально. Посоветоваться, как изменить подход, чтобы девочка чувствовала себя в семье естественно и нормально, а вашим детем бы не мешало, что в семье есть разные правила для членов семьи.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.