Темы: Речь, Воспитание детей, Непослушание, Дошкольники, Ита Минкина, Установление границ, Желание
Добрый вечер. У меня с женой дебаты, на тему «ХОЧЕШЬ», и эта тема меня немного беспокоит. Вкратце опишу, в чем дело. Жена при разговоре с ребенком часто использует слова ХОЧУ или НЕ ХОЧУ. При кормлении ребенка прекращает процесс кормления вопросом: ТЫ УЖЕ НЕ ХОЧЕШЬ КУШАТЬ? После игр то же самое: ТЫ УЖЕ НЕ ХОЧЕШЬ ИГРАТЬ? Одеваемся мы тоже со словами ТЫ ЧТО, НЕ ХОЧЕШЬ ОДЕВАТЬСЯ?
Мое же представление о слове ХОЧУ немного иное. Вижу это слово очень сильным и опасным. У него имеются как положительные свойства, например, «хочу учиться», «хочу совершенствоваться», «хочу достичь цели», так и отрицательные: «не хочу слушаться», «не хочу кушать», «хочу делать что-то другое» и т. д.
Вопрос: не будет ли в дальнейшем НЕ ХОЧУ сына в ответ на родительское требование — результатом нынешнего частого использования этого глагола? Так ли безопасно слово ХОТЕТЬ или ХОЧУ в современном материальном мире, в особенности — при воспитании маленького ребенка?
Ведь когда ребенок начнет отвечать НЕ ХОЧУ родителям на их требования, этот ответ начнет нас, родителей, беспокоить, а иногда может поставить в сложную ситуацию. Так и ХОЧУ: Я ХОЧУ СЛАДКОЕ, Я ХОЧУ МАШИНКУ, Я ХОЧУ В ИГРОЛЕНД и т. д. (желание материальных благ, а потом и зависимость от них).
Нужно ли давать выбор ребенку, спрашивая его: «ХОЧЕШЬ?» в раннем возрасте (до 6-8 лет)? Очень сильно надеюсь, что вышеизложенный вопрос понятен. Спасибо за время и за мудрый совет. С пожеланием добра и хорошего настроения, N.
Уважаемый N.,
Спасибо за вопрос, за его четкое и ясное изложение.
Вы правы, есть некоторая сложность с частым употреблением слова ХОЧУ. Хотя это очень тонкий момент, и большинство родителей пользуются этим словом без всяких опасений и при этом воспитывают хороших детей.
Однако если мы хотим быть осторожными с тем, что дети слышат и какими понятиями оперируют, стоит обратить внимание на выбор слов.
Не знаю, на каком языке Вы разговариваете дома с детьми. Но в любом случае можно пользоваться синонимами слов ХОЧУ, ХОЧЕШЬ, которые в меньшей мере несут ту смысловую нагрузку, которой Вы опасаетесь. Например, вместо ХОЧУ, ХОЧЕШЬ — ПРЕДПОЧИТАЮ, ПРЕДПОЧИТАЕШЬ. Или — ВЫБИРАЮ, ВЫБИРАЕШЬ. Или ПРОШУ, ПРОСИШЬ.
Важно подчеркнуть, что Вам первому стоит начать использовать синонимы слова «хочу» (или те, что Вы подберете сами, или приведенные здесь). И мягко, как бы между делом, вводить их в обиход в семье. Тогда они не вызовут отрицательной реакции.
Даже если Ваша жена продолжит использовать те слова, которые ей привычны, а Вы будете использовать другие, это обогатит речь ребенка, его понимание, его способность выражать свои желания и предпочтения.
Не стоит делать замечания жене. Уход за ребенком и так требует немалых сил, и если такой тщательный подбор слов кажется ей чем-то неважным, надуманным, то это только приведет к разногласиям и ухудшению обстановки в семье, что хуже для воспитания ребенка, чем использование любых слов (кроме нецензурных, конечно).
Если вы уже один раз объяснили свою позицию, то этого достаточно. Важно быть мягким и последовательным.
Например, ребенок говорит Вам: «Хочу сок!», а Вы отвечаете: «Ты имеешь в виду: я прошу стакан сока. Вот, возьми, пожалуйста!» Или он говорит: «Хочу играть с тобой шашки!», а Вы отвечаете: «Ты имеешь в виду: я предпочитаю шашки, а не шахматы. Хорошо, давай сыграем». Тогда более подходящие, с Вашей точки зрения, слова, будто сами по себе, войдут в жизнь семьи.
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.