Темы: Воспитание детей, Приучение к порядку, Ита Минкина, Подростковый период, Общение с детьми, Наглость
Добрый день, помогите, пожалуйста, прояснить для себя вопрос. Моему сыну 17. Он ленив, и у него потребительское отношение к жизни, это, думаю, факт. Пример: разбросанные по дому вещи. Поел — пошел. Взял персик, съел — косточка на диване… На малейшие просьбы о помощи в 70% ответ — «Почему я должен?».
Я отдаю себе отчет в том, что это абсолютно моя вина. Долго была как «неисправимый грешник», но хочу сыну Добра. Я знаю, что Творец, благословенно Его Имя, создал всё и управляет всем и только Он — причина всего происходящего. Со своей стороны хочу понять и сделать то, что должна.
Вопрос вот в чем. В Сифри объясняется: «Как Святой, благословен Он, милует, — так и ты милуй. Святой, благословен Он, милосерден, так и ты будь милосердным…» (Ведь, если разобраться, Творец милостив и милосерден ко мне, а я наверняка еще больше своими мыслями, поступками, словами испортила мир, который создал Всевышний). Поэтому, полагаю, я должна, не обращая внимания ни на что, готовить, убирать, «отдавать».
Но на практике всё равно как-то не получается. Что правильнее в моем случае делать? N.
Уважаемая N.,
Спасибо за святые слова, которые Вы приводите в своем письме, они напоминают всем нам о вечной любви Создателя к Своим творениям.
В отличие от Создателя мы не обладаем такой силой любви. Он верит в нас, несмотря на наши прегрешения, верит, что мы хотим стать лучше, даже если это не всегда получается. Он отмечает каждый, даже маленький шаг человека навстречу своему Создателю, каждое желание, каждое усилие. Даже если человек только захотел выполнить желание Творца, настроился, но в результате у него ничего не вышло, Создатель всё равно ценит это и даст ему награду...
А что происходит у людей? Что происходит у нас, родителей? Как правило, никакие усилия ребенка не ценятся, если они не привели к желаемому результату. И результат тоже должен быть не «приблизительным», должен не просто точно, но в совершенстве соответствовать желаниям родителей, их представлению о правильной работе, иначе это не ценится и даже не рассматривается.
Спросите себя (это вопросы, которые, если честно, должна себе задать каждая мама): что я как мама ценю в своем сыне? Какие черты характера? Что в нем вызывает мою симпатию? Подождите, дайте мне угадать... Скорее всего, в первый момент Вы затруднитесь ответить на этот вопрос... И не только Вы... Очень многие мамы, особенно, мамы подростков.
Пока ребенок был маленький, совсем крошка, его легко было любить, он вызывал умиление одним своим видом. Потом, когда он подрос, стало сложнее, но еще — куда ни шло. Но теперь! Когда это парень ростом выше мамы, то чего-чего, а умиления он точно не вызывает. Симпатию? Тоже вопрос... ценить черты его характера, хвалить за них? У него они вообще есть?..
Так родители отдаляются от детей, не видят или почти не видят в них ничего привлекательного... и чем ограничивается контакт с подростком? — «Не убрал за собой, тарелку не помыл, обувь — где снял там и бросил, светтелевизоркондиционер не выключил, когда ушел. И громкость не уменьшил после того, как его попросили не раз и не два…»
Это очень расстраивает родителей: «Куда делся мальчик? Куда делся мой ребенок? Что выросло вместо него?» Родители видят в поведении подростка неуважение к себе, к своим словам, попрание своего авторитета...
Поэтому самое первое, что можно предложить: оставить на время все замечания, связанные с порядком в доме, и постараться наладить с этим уже почти, вот-вот взрослым человеком нормальный человеческий контакт. Проявлять к нему симпатию, демонстрировать искреннюю привязанность, радость от общения с ним. Но — искренне, там, где обнаруживаете это в своем сердце. Натянутость никому не нужна и сразу чувствуется...
А если Вы скажете: «Он ведет себя не так, чтобы выражать ему свою привязанность! И симпатию? Было бы за что!!!», то — ответственность за сохранение и налаживание общения лежит на... родителях. Это бывает очень непросто, но наверняка в его характере есть что-то хорошее, хотя бы в потенциале. Иначе и быть не может, ведь он — Ваш сын...
Сначала — постараться найти общий язык, чтобы сын убедился: мама видит во мне не злостного недотепу, которому на все плевать, а человека, личность, которой она симпатизирует. Тогда можно будет сказать, что Вы достигли самого главного... А после этого можно указать и на косточку на диване... если еще будет необходимость.
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.