Темы: Воспитание детей, Ревность, Пополнение в семье, Дошкольники, Ита Минкина, Агрессивный ребенок
Добрый день, уважаемые консультанты. И снова мы с женой обращаемся к вам с проблемой четырехлетнего сына! Вопрос задает жена:
В последнее время мой ребёнок кусается, дергает за волосы, особенно в садике — своего друга. Почему-то только его и еще одну девочку, но она дает иногда сдачи, а вот мальчик никогда не жалуется воспитателям (хотя раньше такого не было), жалобы поступают от его мамы!
Просит разобраться и поговорить как с воспитателями, так и с ним, потому что ей не хватает словарного запаса (мы живём за границей). Разговаривала в саду, мне сказали: он это делает без всяких оснований, просто так. Они это давно заметили и делают ему замечания, но это не помогает. Договорилась с воспитателями, что, если будет повторяться, они будут забирать его из общей игры, не разрешая играть какое-то время, пару минут.
Но как реагировать? Я же не могу контролировать его поведение в садике. Я склоняюсь к тому, что причина такого поведения — появления младшего брата (3 месяца). Так как дома у него тоже присутствует такое поведение (мы писали раньше): подойти к нам, толкнуть или ударить нас. Приехала моя мама в гости, так он ей все руки искусал и задирается с ней постоянно. Все время хочет ей чем-то навредить. Ни с того, ни с сего...
Со мной он так себя не ведет. Я говорю «нет», «нельзя», «мне больно», «так не поступают», «мне неприятно» — строго (по крайней мере, я так думаю). И, как-никак, вижу, что по отношению ко мне меньше агрессии.
Посоветуйте, как правильно реагировать, чтобы ребёнка правильно отучить и исправить те ошибки, которые мы делали. N.
Добрый день, N.
Спасибо за Ваш вопрос.
Такое поведение — не такая уж редкость для детей, но нужно уметь его останавливать. Как Вы видите, если взрослый (Вы) строго останавливает ребенка, это работает. И то, как Вы делаете, — это и есть правильная форма поведения взрослого с ребенком в такой ситуации.
Было бы очень хорошо, если бы и остальные взрослые в Вашей семье реагировали так же, как Вы на подобное поведение ребенка. И нужно говорить строгим голосом — не испуганным не извиняющимся: строгим, спокойным и непреклонным. Тогда это работает.
В садике воспитательницы могут делать так: взять мальчика за руку, посмотреть ему в глаза и сказать: «нет», «нельзя», «ему больно», «так не поступают», «ей неприятно».
Кроме того, дети этого возраста не обязательно именно задирают сверстников, поступая так, хотя со стороны это и выглядит как беспричинная агрессия. Факт, что он обижает только некоторых детей, а не всех. Дело в том, что в четыре года у него еще нет достаточных коммуникативных навыков, чтобы вызвать другого ребенка на контакт, для этого нужна помощь взрослого. И это очень просто сделать. Но так надо делать постоянно, постарайтесь объяснить это воспитательнице.
В следующий раз, когда он ударит другого ребенка, нужно взять его за руку и спросить:
— Ты хочешь с ним играть? Тогда скажи ему: я хочу с тобой играть!
Затем обратиться к другому ребенку и сказать: он хочет с тобой играть, ты согласен?
И оставить их играть вместе.
И делать это регулярно, постоянно, когда воспитательница замечает, что он кого-то задирает. Только так это работает. Если воспитательница будет так поступать, это разовьет его коммуникативные навыки и обиды прекратятся.
Очень многие дети ведут себя так вначале, а потом перестают, получив помощь взрослых.
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.