Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Юношество, Воспитание самостоятельности
Как научиться отпускать детей во взрослую самостоятельную жизнь? Это очень тяжело. N.
Уважаемая N.,
Во-первых, позвольте сказать, что я с Вами полностью согласна. Это действительно очень тяжело. Во-первых, потому, что страшно: как их жизнь сложится. И хочется «подстелить» безопасную поверхность, чтобы нигде не споткнулись, не упали. Во-вторых, когда их отпускаешь, то ощущение, что они уходят, а мы остаемся одни и теряем большую часть смысла нашей жизни.
Но отпустить необходимо потому, что, даже если клетка нашей материнской любви очень хорошо устроена и безопасна, насколько это возможно (всё равно от жизни полностью не спрячешь), это всё-таки клетка, а дети наши рождены для того, чтобы быть свободными.
Чтобы отпустить, нужно сделать несколько шагов.
Первый: напомнить себе, что Б-г нам их дал не как собственность, а как «залог» — для того, чтобы мы их растили и заботились о них, когда они на это еще не способны сами. А дальше мы не имеем права удерживать их возле себя на поводке нашей материнской любви. Это надо напоминать себе ежедневно, как мантру (постепенно проникает в разум и в чувства).
Второй: надо постоянно молиться Всевышнему, чтобы Он их берег, потому что мы всё равно без Его помощи уберечь не можем. Так надо передать Ему это полностью.
Третий: нам надо поверить в своих собственных детей, в их способность быть взрослыми ответственными людьми и учиться на своих ошибках, которые они, несомненно, совершат, т. к. только на своих ошибках, а не на умных поучениях родителей люди учатся.
Четвертый: надо быть рядом и быть готовыми дать свою любовь и поддержку, когда у детей что-то не получается и они в нас нуждаются.
Пятый: на практике это значит: чем старше ребенок, начиная буквально с двух-трех лет и всю жизнь, мы не делаем за него то, что он может сделать сам, а отходим в сторонку, даем попробовать, показываем, как исправить, если плохо получилось, и даем попробовать опять. И при этом всё время говорим: «Мы уверены, что у тебя получится. Мы уверены, что ты с этим справишься. А если не получится и не справишься, не страшно, и мы тоже не со всем всегда справлялись».
Т.е., я попыталась вместить всю «педагогическую мудрость» о том, как отпустить детей, в очень короткий ответ, но вся наша родительская жизнь посвящена этому постоянно, это как раз и цель воспитания — сделать детей самостоятельными, цель нашего родительского предназначения. Мы от этого сами растем и становимся настоящими родителями, а не просто людьми с детьми. И тогда с удивлением замечаем, как они возвращаются к нам — теперь как наши взрослые друзья и в некоторых случаях — как люди, которые поддерживают нас и дают нам силы.
С уважением и пожеланием много нахат (родительской радости) от детей, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.