Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Не все евреи откликнулись на призыв вернуться на родину. Оставшиеся жили не только в Вавилонии, но и в других царствах, входящих в персидскую империю, в том числе в столице Персии — городе Шушане

Жизнь народа в изгнании

Как уже говорилось, не все евреи откликнулись на призыв вернуться на родину. Оставшиеся жили не только в Вавилонии, но и в других царствах, входящих в персидскую империю, в том числе в столице Персии — городе Шушане (Сузах).

Падение Вавилона положительно сказалось на тех, кто, забыв свою религию, потянулся к чужим богам. Теперь многие из покоренных персами вавилонян утратили интерес к вавилонским идолам, и самые слабые из евреев также начали проявлять интерес к религии победителей.

Персы были терпимы к чужим религиям. Хотя, в отличие от вавилонян, они не преклонялись перед истуканами из золота и серебра, они все же не смогли постичь Единства Творения. По представлениям персов в мире происходит постоянная борьба между добром и злом. Бога света и добра звали Хормуз, а бога тьмы и зла — Ахриман.

В пророчестве Иешаяу, сделанном за несколько столетий до возникновения империи Кореша, высказано опасение, что религия персов привлечет к себе евреев, слабых духом, и они предадут забвению духовные ценности своего народа. Поэтому он учил евреев не забывать религию предков и свято верить в Единство Б-га, который создает свет и тень, добро и зло. И даже то, что кажется человеку злом, тоже происходит по воле Всевышнего и не осознается как добро лишь в силу человеческого несовершенства. Слова пророка спасли народ Израиля от растворения в персидской среде и укрепили его веру в Единого Б-га. Евреи соблюдали все Его заповеди даже тогда, когда рассеялись по всему персидскому царству, которое в то время на востоке граничило с Индией, а на западе — с Эфиопией. Народ, рассеянный на этом безграничном пространстве, свято верил в Тору.

Судьба евреев в Персии, как всегда в галуте, зависела от отношения к ним правителя и местных министров, и опасность физического истребления постоянно угрожала еврейскому народу. Если правитель выделял кого-либо из евреев и возвеличивал его над своими прислужниками, те люто ненавидели его и делали все, чтобы не только сбросить его, но и уничтожить физически.

Даниэль во рву со львами

Так случилось с Даниэлем, которого индийский царь Дарий удостоил особой милости, возвеличив его над своими советниками и министрами. Прислужники царя оклеветали Даниэля, и тот был брошен в ров со львами. Произошло чудо, и хищники не тронули Даниэля. А когда заговор раскрылся, царь приказал бросить клеветников вместе с их женами и детьми в тот же ров. Не успели они достичь дна, как львы растерзали их. Дарий, увидевший в этом несомненный знак Небес, приказал всем народам, проживающим в его империи, почитать Б-га, которому молился Даниэль, потому что это Б-г живой, который будет править миром вечно и которому подвластны и небо, и земля. Даниэлю оказывались самые высокие почести и во время правления Дария, и в пору царствования персидского повелителя Кореша.

Чудо Пурима

Во времена царя Ахашвероша, правившего Персией после Камбиза, над евреями империи нависла смертельная опасность. Советник царя Аман — потомок Амалека, заклятого врага Израиля, — задумал истребить всех евреев Персии.

Ахашверош приказал всем своим подданным кланяться Аману. Но еврей Мордехай — Б-гобоязненный и ученый — не захотел преклонить пред ним колена. Разгневанный поведением Мордехая, Аман добился издания указа об уничтожении евреев. Аман распространил этот указ по всем странам, входящим в персидскую империю. В указе говорилось, что в один день, 13 адара, следует уничтожить всех евреев. Узнав страшную новость, евреи объявили трехдневный пост и молили Всевышнего о спасении. Г-сподь услышал молитвы своего народа и спас евреев от гибели. В этом чудесном спасении особенно велика роль Эстер — прекрасной и смелой царицы, жены Ахашвероша. События тех дней подробно изложены в книге Эстер.

В память об этом чудесном спасении Мордехай, Эстер и еврейские мудрецы установили дни Пурима — 14 и 15 адара, как дни праздничного застолья, подарков бедным и посылания друг другу еды.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…