Из цикла «Законы ихуда», темы: Законы Ихуда, Зеев Гринвальд
«И спросили у него: Где Сара, жена твоя? Он сказал: Вот, в шатре» (Берешит 18), —нам сообщается, что наша праматерь Сара была скромной.
Сказал рав Йеуда от имени Рава, а возможно, от имени раби Ицхака: «Знали ангелы Служения, что наша праматерь Сара была в шатре, а что же тогда значит (их вопрос и ответ) “в шатре”?» (Он был задан), чтобы сделать ее еще привлекательней для мужа, (сообщив ему, что она скромнее остальных ее подруг).
(Бава меция 87а)
По некоторым мнениям, если женщина заперла разделяющую их дверь таким образом, что мужчина не в состоянии войти в ее комнату (и комната останется запертой, пока в квартиру не придет кто-то еще или пока внешняя дверь не будет открыта в общественное владение), запрет йихуда не действует (см. примечание)3.
♦ Некоторые запрещают мужчине и женщине находиться в этих комнатах, даже если никто из них не заходит в комнату другого10. Хазон Иш устрожает в соответствии с этим мнением (см. примечание).
Продолжение на следующей странице
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
1 Игрот Моше, и см. Двар алаха относительно внутренней и внешней комнат.
2 Там же. И см. ниже закон о ситуации, когда две расположенные рядом квартиры соединены запертой дверью.
3 Так следует понимать слова Мишны бруры в Шаар ациюн. И см. Петах абаит о том, что такое же разрешающее постановление вынесли раби Йосеф Хаим Зонненфельд и Хазон Иш.
4 Хазон Иш.
5 См. Бейт Меир, Нехпа бакесеф, Хида, Диврей Малкиэль, Паним меирот, Хелкат мехокек. См. также Двар алаха и источники, перечисленные в Петах абаит.
6 Диврей Малкиэль и Шаар Йосеф. И см. в Двар алаха о том, что внутренняя и внешняя комнаты, когда дверь из внутренней комнаты во внешнюю открыта, рассматриваются как одна комната.
7 Двар алаха. И см. там же о том, что Хазон Иш запретил уединяться с молодой женой в состоянии ниды, если квартиры организованы таким образом.
8 См. Петах абаит.
9 Разрешающие: Рамбам, Тур и Шульхан арух, Таз согласно мнению Роша (он запрещает в случае, когда один прошел в комнату другого), Бейт Йосеф и другие.
10 Запрещающие: Раши, Тосафот Ри Азакен, Меири, Ран, Ритва, Ям шель Шломо, Шаарей Йосеф согласно мнению Роша, Пискей Рош, и см. Двар алаха, Шевет а-Леви и Петах абаит, где приводятся различные подходы к проблеме.
Следует устрожать согласно этому мнению, кроме как в случае, когда речь идет о человеке, который всегда руководствуется мнением Рамбама и нашего господина Мехабера (например, о представителе восточных общин). В нашем случае Рамбам и Шульхан арух высказывают облегчающее мнение.
11 См. Двар алаха. Это разрешение не действует в случае молодой жены — ниды.
12 Хазон Иш.
13 Баал Галохойс Гдойлойс и Петах абаит.
14 Таз и Хазон Иш.
Когда две эти квартиры, расположенные вплотную друг к другу, находятся в таком месте, где не ходят люди, существует опасение, что мужчина и женщина все-таки зайдут друг к другу в квартиры, и поэтому необходимо внимательно следить, чтобы двери этих квартир были постоянно заперты. (См. Хохмат Адам и Шевет а-Леви).
15 Шевет а-Леви.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы