Из цикла «Законы ихуда», темы: Законы Ихуда, Зеев Гринвальд, Еврейский закон
Учим в барайте: Вначале женщины были внутри (в эзрат нашим), а мужчины снаружи, —и люди бывало вели себя легкомысленно. Постановили, чтобы женщины сидели снаружи (на площади Храма и в огороженном пространстве вокруг дворов Храма), а мужчины внутри, —и все же случалось, что люди вели себя легкомысленно. Постановили, чтобы женщины сидели наверху, а мужчины внизу. А как смогли поступить так? …Сказали: Этот принцип можно вывести логически. В будущем, когда они будут оплакивать покойников и (в это время) злое начало не будет атаковать их (то есть не будет властвовать над ними), Тора сказала: мужчины отдельно, а женщины отдельно. Тем более должно быть разделение сейчас, когда они радуются (а это приближает к легкомыслию), и злое начало атакует их.
(Сота 51б)
«Одной женщине не следует уединяться даже со многими мужчинами, если там не присутствует жена одного из них»2.
«Некоторые говорят, что одна женщина уединяется с двумя кошерными мужчинами, если это происходит в городе (то есть, если йихуд происходит в городе)».
1 Рамбам, Ям шель Шломо, Хида. Запрет йихуда в этом случае — постановление мудрецов, как сказано в Хохмат Адам. Шевет а-Леви обсуждает вопрос, должны ли мы при наличии выбора (лехатхила) устрожать для себя требования закона в соответствии с мнением Мехабера и Рамбама.
2 Шаар Йосеф, Бейт Шмуэль и Питхей тшува пишут, что, по мнению Мехабера, даже двум женщинам запрещено уединяться с тремя мужчинами.
3 Ям шель Шломо, Бейт Шмуэль, Хида, Биркей Йосеф и Ацей аразим разъясняют это мнение Шульхан аруха и Рамбама, по которому одной женщине запрещено уединяться с несколькими мужчинами. Есть и другими подходы к пониманию этого мнения Шульхан аруха и Рамбама. Хохмат Адам разрешает двум женщинам уединяться с тремя кошерными мужчинами. Подробно см. в книге Петах абаит.
4 Рама и сборник респонсов Маариля Дискина.
5 Ниже в этой же главе приводятся законы йихуда с развратным мужчиной. Обычный еврей, соблюдающий заповеди, с точки зрения законов йихуда считается кошерным. Двар алаха подробно обсуждает этот закон.
6 Нода биуда и Питхей тшува.
7 Хатам софер, Паним меирот. В Петах абаит указывается, что таково же мнение Раавада.
8 Биркей Йосеф, Шаар Йосеф, Хелкат мехокек, Питхей тшува и Хохмат Адам.
9 Хохмат Адам. В Двар алаха подробно рассмотрены эти законы и мнения поским. См. также Шевет а-Леви и Петах абаит.
10 Бейт Моше, и см. Шевет а-Леви. В каком случае собравшиеся люди рассматриваются как «большое собрание», в котором законы йихуда не действуют? Это зависит от мнения мудреца, который вынесет постановление о том, как следует поступать на практике.
В Двар алаха приводится закон йихуда с двумя кошерными мужчинами, профессия которых связана с женщинами или которые находятся с данной женщиной в близких отношениях (они «привыкли друг к другу»), см. первоисточник.
11 Мааршаль и Маариль Дискин. Их мнения разъясняются в Петах абаит.
12 Шав Яаков и другие ахроним, см. Петах абаит.
13 Мехабер придерживается мнения Рамбама; см. Двар алаха.
14 Рама там же, в параграфе 5, пишет: «И некоторые разрешают одному мужчине (йихуд) со многими женщинами». Хелкат мехокек разъясняет, что речь идет о трех женщинах, и см. Двар алаха. Многие поским запрещают йихуд одного мужчины со многими женщинами, и Рама тоже сказал всего лишь: «Некоторые разрешают». В книге Петах абаит делается вывод, что необходимо следовать более строгому мнению, и только в тяжелой ситуации можно задать раввину вопрос, не разрешен ли йихуд в обсуждаемых условиях.
15 Пней Йеошуа, сборник респонсов Бейт Йеуда. В Мисгерет ашульхан написано, что им запрещено спать вместе.
Относительно того, что имел в виду Рама, написав, что в дороге или ночью одному мужчине разрешен йихуд с несколькими женщинами, есть еще мнения поским; см. Двар айихуд, Игрот Моше, Шевет а-Леви. Петах абаит запрещает ночью йихуд одного мужчины с несколькими женщинами; см. первоисточник.
16 Рамбам, Меири, сборник респонсов Радваза. Двар алаха приводит взгляды поским на то, относится ли приведенный Рамой закон также к йихуду многих женщин со многими развратными мужчинами или неевреями.
17 Маараль и Приша, Бейт Шмуэль и др.
18 Мааршаль, Приша, Бах и Радваз написали, что разрешен йихуд двух мужчин с двумя женщинами. Хохмат Адам пишет, что трем женщинам разрешено уединяться с двумя мужчинами. Двар алаха приводит и другие мнения, а Петах абаит доказывает, что необходимо следовать мнению, приведенному выше, по которому разрешение начинает действовать, начиная с трех мужчин и трех женщин.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы