Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Может ли наука в принципе постичь истину? Что такое истина?

3. Раскрывает ли наука истину?

Ещё один центральный вопрос в исследуемой теме — раскрывает ли наука истинные знания о природе мира?

На первый взгляд, именно этим наука и занимается. Тем не менее, если попытаться понять, что есть та «истина», которую наука вроде бы должна раскрыть, то ответ окажется не столь однозначным.

3.1. Истина абсолютная и относительная

В попытке понять, что есть истинное знание, человечество прошло длинный путь. Реальный шаг вперёд произошёл только в тот момент, когда Платону удалось разделить два понятия: мнение и истина. Мнение есть знание субъективное, а истинное знание должно быть объективным и никак не зависеть от субъекта.

Следующим этапом стало разделение объективной истины на истину абсолютную и относительную.

Абсолютная истина — это полное и достоверное знание о природе и человеке. Такое знание не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное или недостоверное знание, соответствующее уровню понимания мира на определённый момент. Такое знание зависит от условий, места и времени его получения и может быть верным только в ограниченных рамках.

На раскрытие какой истины претендует наука?

Неполнота знания

В начале этого обзора были приведены свидетельства того, что науке предстоит раскрыть ещё немало секретов природы, то есть мир не познан во всей его полноте.

К примеру, наука на данный момент располагает знанием примерно о 5% «ощутимой», видимой материи, а остальные 95% реальности Вселенной[1] — гипотетические тёмная энергия и тёмная материя, — являются загадкой. Получается, что науке приходится делать общие умозаключения на основе очень ограниченных знаний о Вселенной. И не исключено, что когда учёные разгадают загадку «тёмных» свойств природы, выводы об остальной части Вселенной могут тоже кардинальным образом измениться.

Получается, что наука делает выводы на основе данных о частичной картине мира. Этого вполне достаточно для практических целей, но не тогда, когда исследование претендует на то, чтобы быть абсолютной истиной.

Значит, когда речь идёт о способности науки познать истину, имеется в виду истина относительная, которая может измениться в ходе научного изучения мира.

Уже этого достаточно, чтобы прийти к выводу, что наука не обладает абсолютным, то есть полным и достоверным знанием о природе. Более того, в силу разобранных выше принципиальных ограничений можно усомниться, что такое знание когда-либо будет получено, несмотря на большой прогресс в развитии науки. Она постоянно приближается к искомому абсолютному, истинному знанию о реальности, но полностью так никогда его и не достигнет.

Это основной вывод из этой дискуссии. Тем не менее, чтобы развеять возможные оставшиеся сомнения, стоит дополнительно его прояснить. Для этого следует в первую очередь проследить за тем, как развивались критерии истинности в науке.


[1] Согласно опубликованным в 2013 году данным наблюдений космической обсерватории «Планк», общая масса-энергия наблюдаемой Вселенной на 95,1% состоит из тёмной энергии (68,3%) и тёмной материи (26,8%). Planck 2013 Results. Astronomy and Astrophysics. 2014. Vol.571.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…