Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек учит Тору лишь из того, что желанно его сердцу: смысл подхода

Рав Мордехай РЯБИНСКИЙ, Лейквуд, Нью-Джерси

(Для тех, кто не проходил обучение в ешиве, практический аспект законов изучения Торы изложен отдельно ниже)

Получив навыки учебы, которые даёт ешива, учащемуся следует составить список всех алахот, которые требуется соблюдать ежедневно, чтобы изучать их прежде всех других. Многие начинают изучение алахи с законов, относящихся к разделу «Йорэ Дэа» кодекса «Шулхан Арух», в то время, как основная часть этого раздела относится к раввинской деятельности (в нем собраны не только законы изучения Торы, но и многочисленные алахот, касающиеся правил забоя скота, кашрута, ритуальной чистоты, траура), или с тех алахот, которые относятся разделу «Хошен Мишпат», в значительной степени состоящему из законов, применяемых на практике судьями в раввинских судах (помимо различных законов отношений между людьми, этот раздел включает в себя многочисленные нормы решения имущественных споров и компенсации ущербов, а также правила, которыми регламентируется судебный процесс). Правильно же сначала изучить все те темы в ШАСе или алахической литературе, которые имеют отношение к разделу «Орах Хаим» (алахот, имеющие отношение к повседневной жизни еврея: молитвы, Шабат и праздники, посты и др.), а также «повседневные» законы из раздела «Хошен Мишпат» и актуальные законы из «Йорэ Деа», которые относятся к области «между человеком и ближним». Повторив их большое количество раз, следует изучить те трактаты ШАСа, которые относятся к разделам «Кодашим» и «Таарот», а также части разделов «Нашим» и «Незикин», которые были пропущены ранее. Очевидно, что в случае, когда человеку необходимо выносить алахические решения для других людей, наибольший приоритет будут иметь раздел «Йорэ Дэа» кодекса «Шулхан Арух», а также законы, обсуждаемые в трактатах, входящих в раздел «Незикин» Вавилонского Талмуда (основные принципы еврейского закона, законы о материальном ущербе, система наказаний и штрафов и многое другое), но лишь после всех тех законов, которые относятся к данному человеку лично.

К сожалению, изучение ШАСа в отрыве от конечной алахи в некоторых кругах стало нормой. Встречаются «ламданим», которые могут подолгу изучать ту или иную тему в Талмуде, есть те, кто заканчивает много трактатов, и те, кто хорошо знает «Шулхан Арух». И людям кажется, что всё это полноправные подходы к изучению Торы, согласно известному принципу («Авода Зара» 19а): «эйн адам ломед Тора эле ми-маком ше-либо хафец» («человек, учит Тору лишь из того, что желанно его сердцу»).

Но на самом деле, «то, что желанно его сердцу» относится к выбору темы из числа тех, которые ему необходимо учить в данный момент, чтобы учить сперва ее, а потом другие (Раши объясняет, что если ученик предпочитает один трактат, то учителю следует обучать его именно этому трактату, а не другому, поскольку он не воспримет изученное так, как необходимо, в силу желания своего сердца). Заповедь изучения Торы определяется и регулируется соответствующими законами, и лишь в заданном алахой сочетании трёх элементов (глубокое изучение тем, быстрое изучение трактатов и знание конечной алахи, кодифицированной в «Шулхан Арухе») возможно исполнить её правильно.

Практический пример:

Если Реувен хочет пройти трактат «Брахот» до трактата «Шабат», правильно будет начать с «Брахот», поскольку это придаст его учебе дополнительный заряд энтузиазма.

Как выводить алаху из Гемары?

1. Не существует строго заданного списка ришоним и ахароним, которых следует просмотреть, чтобы выполнить должным образом «алахическую» составляющую заповеди изучения Торы. Здесь мы приводим сокращенный список базовых источников, без которых почти невозможно понять какую-либо тему: I. Гемара с комментариями Раши и Тосафот (все комментарии Тосафот, приведенные на листе Талмуда, изучать необязательно — лишь те, которые относятся к изучаемой теме).

II. Риф, Рош и Рамбам.

III. Тур, «Бейт Йосеф» и «Шулхан Арух».

IV. Хорошей проверкой того, насколько ясно учащемуся, из какого источника выводится конкретная алаха, служит его способность понять систему ссылок, которую приводит Виленский Гаон.

V. Вышеперечисленные источники дают базовое знание алахи. Для того, чтобы глубже понять её применение, следует, по мере надобности, изучить труды ахароним и респонсы. Среди них — Шах и Таз, раби Акива Эгер и автор «Кцот а-Хошен», и, в конце концов, «Мишна Брура» и респонсы более современных авторов.

VI. После скрупулёзного изучения темы следует обсудить выученную алаху со специалистом, который принимает по ней решения на практике, чтобы убедиться, что изученное понято правильно, приобрести понимание нюансов алахи и найти ответы на возникшие вопросы. Требуется также пройти «шимуш» (практику) у авторитетного раввина, чтобы понять, как применять данные законы к конкретным ситуациям.

2. Следует помнить, что все это требуется не для того, чтобы стать законоучителем, но чтобы выполнить личную обязанность изучать Тору.

3. Хотя многие главы поколений и поощряют изучение отдельной книги какого-либо авторитета эпохи ришоним или ахароним, этот совет имеет исключительно факультативный характер, и относится к тем людям, которые уже имеют есть ясное понимание темы и алахи.

Из журнала Мир Торы

 

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…