Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
С человеком, душа которого перевоплотилась, может случиться то, чего он заслужил в предыдущем перевоплощении

Ответ Элиу по мнению Рамбана

Рамбан объясняет, что в ответе Элиу было открыто, что надзор осуществляется в соответствии с единением с Богом, но это не является ответом на претензию Иова, который был совершенен в своем единении с Творцом. Элиу ругает своих друзей, обвиняющих Иова в грехах, ибо Иов никогда не грешил.

Ответ Элиу представляет собой тайну, которую следовало бы скрыть, и о ней знали по преданию от пророков вплоть до Моше Рабейну из уст Всесильного, и называется эта тайна — «сод а-ибур» («тайна инкубации»).

«Но есть в этой теме великая тайна из числа тайн Торы, нельзя постичь ее с помощью размышления, но только может удостоится ее знать тот, кто учится у учителя, вплоть до Моше Рабейну, мир с ним, из уст Всесильного. И она упомянута в словах Элиу. Также в этом псалме (псалом 73, который говорит о праведнике, которому плохо, и злодее, которому хорошо) содержится намек на нее в стихе: “Как сон по пробуждении, в городе, Владыка, сделаешь ты презренным облик их”, т.е. после пробуждения в городе, образ их оказался презренным, вместо того, чтобы быть славным (и им приходится заново воплощаться в мире). А праведник не нуждается в том, чтобы проходить сквозь горнило очищения, но всегда будет един с Богом» (Рамбан, предисловие к Иову).

И так объясняет Рамбан ответ Элиу (Иов 33:29): «Вот такие вещи сделает Бог два или три раза с человеком» — и таким образом он отвечает на вопрос о праведнике, которому плохо, и из него выходит ответ и на вопрос о злодее, которому хорошо… И если захочешь ты понять эту славную тайну, склони сердце свое к словам моим, и внутренние твои напрягутся и станешь скорбеть (титъонэн) о грехе [речь о грехе Онана, упомянутом в этом отрывке, связанном с традицией йибум, в котором содержится тайна перевоплощения (сод а-гильгуль)], и туча покроет лицо твое, узрят глаза твои царя и невесту (это Йеуда и Тамар) и станешь ожидать Избавление (ибо оттуда происхождение души Машиаха), увидишь двух ланей, детей оленя (это Пэрэц и Зэрах).

В глава Вайешев Рамбан также намекает на эту великую тайну. В комментарии Реканти там объясняется, что это тайна перевоплощения «и она лежит в основе книги Иова». И пишет там комментарий Левуш: «До того, как ответил ему Элиу: “Итак, все это сделает Бог два или три раза с человеком”, когда передал ему эту тайну, что праведник, которому плохо — это душа злодея, претерпевающая наказания за прошлые свои грехи, а злодей, которому хорошо — наоборот».

И более того объясняет Рамхаль: «Еще один принцип есть в руководстве делами этого мира, а именно, что высшая мудрость предусмотрела приумножить спасение, как мы сказали, что некая душа приходит в этот мир несколько раз в разных телах, будучи, таким образом, способна исправить в одном воплощении то, что испортила в другом, либо завершить то, что не завершила. Однако, в результате всех воплощений, в том суде, что будет в конце времен, судить будут сообразно со всем тем, что происходило с ней во всех воплощениях, в которых она была, и с теми ситуациями, в которых она была.

И вот, может статься, что с тем человеком, душа которого воплотилась, случится то, что он заслужил в прошлом воплощении, и он окажется в такой ситуации в этом мире, который соответствует этому, и сообразно с этой ситуацией будет возложено на него бремя, как мы говорили выше. И суд Всевышнего справедлив в точности над каждым человеком, каков он во всех своих аспектах, то есть, во всех нюансах его ситуации. Так, что никогда не будет возложена на человека в будущем мире, который есть истинное благо, такая вина, которой у него нет на самом деле, но в этом мире будет у него такое бремя и такое к нему отношение, которое ему определит высшая мудрость, и сообразно с этим будут судить его поступки.

И детали многих аспектов обнаруживаются в этой идее перевоплощения, как именно будут судить человека за его поведение в этом воплощении и за то, каким оно было в предыдущем воплощении, так что все будет сообразно с истинным и справедливым судом, и обо всем этом сказано: Твердыня, дела Которого без изъяна, ибо все пути Его — законный суд. И нет у сотворенных такого знания, которым можно было измерить мысли Всевышнего и глубину Его плана, и только это правило нам известно, как все другие правила, что одним из источников того, что происходит с человеком в этом мире, является перевоплощение, сообразно с теми праведными законами и установлениями, которые были угодны Всевышнему для свершения всего этого процесса» (Дэрэх а-Шем, часть 2, глава 3).

Аризаль открыл предыдущее воплощение Иова: «Однако, известно, что Тэрах, отец Авраама, перевоплотился в Иова, названным боящимся Бога. И через те страдания, что постигли его, совершил он полное покаяние, и намеком на это служит сказанное: ты же вернешься к праотцам своим в мире. И как сказали мудрецы: Тэрах совершил покаяние» (Аризаль, шаар а-псуким, глава Лех-леха).

Слова Творца

Рамбан объясняет суть ответа Бога Иову: «Смысл большей части наставлений Бога Иову в том, чтобы показать высоту Своих чудесных дел и продемонстрировать ущербность знания Иова об основах творений, ибо он не знает тайн земли и неба, зверей и птиц, моря и его обитателей, и вообще дел творения. Желая сказать этим, что тот, кто не знает всех этих вещей, хотя видит в них надзор, совершенный порядок и управление, несмотря на то, что в этом нет аспектов заслуги и вины, не следует ли ему думать о том, что все законы Бога относительно людей сокровенны, а тайны создания души и тела запечатаны и спрятаны, и почему не воздаст справедливость Создателю своему, видя вообще Его милосердие и благой надзор в остальных более низких созданиях, и почему приступает рассуждать о том, что сделал Царь.

И также относится к этому то, что еще сообщено Иову относительно вероотступничества, содержащегося в его словах, а именно, что из-за ущербности человека в глазах его Создателя, Тот не надзирает над ним ни к добру, ни ко злу. И теперь объясняет ему Творец благость Своего надзора над каждым из созданий, от людей до мельчайших творений на земле и в море, Его равного руководства над всеми во благо общего порядка, и в этом смысл ответа Бога, с теми намеками, которые содержатся в словах этого ответа, относительно причины, упомянутой Элиу о вопросах праведника, которому плохо, в тех стихах, которые известны знающим Кабалу» (Шаар а-гмуль).

Рамбан объясняет, что Творец в Своем ответе Иову, показал истинность этой тайны (38:14): «Изменилась как глина под печатью», и пространно объясняет рабейну Бехайе в своей книге «Кад а-кемах»: «Ибо это также добро и милосердие по отношению к творениям, чтобы весь Израиль удостоился вечной жизни, в созерцании высшего света, и не попали бы в отдаление, которое есть Геином».

«И об этом сожалел Иов и принес покаяние своему Творцу, ибо уже знал из слов Элиу, что тот довод, который он сообщил ему, является хорошим и правильным, и он является пределом постижения человека в этом вопросе, после которого нет места для вопроса в сознании человека, и это стало ему совершенно ясно в его пророчестве, когда он услышал слова Бога, что во всех делах Его есть порядок и надзор, и в них есть еще запечатанные и скрытые смыслы, недоступные для человеческой мысли, но они доступны лишь мысли Того, Кто был раньше сотворения мира, благословенно Имя Его и Воля Его, и да будет превознесен Он вечно» (Рамбан, Шаар а-гмуль).

 

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…