Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тело человека сделано из земли, из физического мира внизу, а душа его спустилась сверху и соединена с телом как огонь со свечой. Она ждет не дождется, пока «свеча»-тело не закончится, и она сможет вернуться назад.

«Любишь ты зло больше, чем добро… И Б-г разрушит тебя навеки, и прогонит тебя из шатра, и искоренит тебя из земли живых, сэла»[1]. Хотя слово «корень» обычно ассоциируется с посадкой, здесь это слово используется в обратном значении — выкорчевать. Это толкование мудрецов продиктовано дальнейшими словами: «из земли живых». Все же, следует разобраться, почему здесь говорится о выкорчевывании, а не о посадке.

Притча.

Один вор увидел парня-слугу, который носил ежедневно свертки, полные денег, из дома богача в лавку известного торговца. Он стал планировать, как украсть эти свертки. На улице, по которой этот слуга ходил, находилась лавка, в которой продавалась дорогая одежда. Вор пошел туда и обратился к торговцу: «Знай, что один высокопоставленный чиновник из такого-то города послал меня купить для него одежду в твоем магазине. Он велел заплатить любую цену, но чтобы одежда была в точности по его размерам — не больше, и не меньше». Торговец спросил: «Как же я буду знать его размер? Его ведь здесь нет!» Вор ответил: «Мы будем стоять у входа в лавку. По улице проходит много людей, быть может, как раз пройдет человек, рост и комплекция которого как раз, как у моего хозяина!» Они так и сделали, и увидели того слугу, который, как обычно, нес деньги мимо магазина. Тут вор воскликнул: «Вот этот парень как раз выглядит как мой хозяин!» Торговец подозвал парня и попросил: «Подойди-ка и примерь вот эту одежду. Я хочу проверить, подходит ли она под твой размер, и потом заплачу тебе». Парень поставил ношу на землю, снял свою одежду и надел одежду, которую дал ему торговец, а потом стал крутиться во все стороны, чтобы посмотреть, как она на нем сидит. Тем временем вор схватил свертки с деньгами и бросился бежать. Слуга богача стал бежать вдогонку, но тут хозяин лавки схватил его и велел сначала снять одежду. Пока парень переодевался, вор успел скрыться.

Смысл этой притчи в том, что тело человека сделано из земли, из физического мира внизу, а душа его спустилась сверху и соединена с телом как огонь со свечой. Она ждет не дождется, пока «свеча»-тело не закончится, и она сможет вернуться назад. Сатан видит душу злодея, и хочет оторвать ее от корня на Небесах, чтобы она туда никогда больше не вернулась. Для этого он облачает ее в страсти и желания этого мира, пока она не оказывается к ним тесно привязанной. Когда приходит время этой душе расстаться с телом, она попытается подняться наверх, но ангелы, ответственные за людские страсти, схватят ее и скажут: «Сначала сними эти запачканные одежды (страсти, которые в начале кажутся красивыми и желанными — прим.), а потом сможешь подняться!» Получается, что то, в чем злодей укоренился в этом мире, искореняет его из того мира. Об этом и сказано: «Любил ты зло больше, чем добро», потому что выбрал «ложь, чем справедливость». А ведь: «корень твой из страны живых». Мудрецы отметили, что согласно грамматике, это слово говорит об обратном действии. Ведь оно изначально означает пустить корень внизу, а в этом стихе оно обозначает искоренить. Поэтому и получается, что корень, который был пущен в этом мире, окажется причиной того, что душа будет искорененной из будущего мира, из страны живых. Этот стих, и эта притча подходят к злодеям Балаку и Биламу.

«Не увидел греха в Яакове, и не видел зла в Исраэле»[2].

Об этом сказал пророк: «В каждой беде их и Он страдает»[3].

Притча.

Один человек разгневался на сына и выгнал его из дома. Сын отправился в другой город. Отец очень переживал за него и написал письмо родственнику, жившему в том городе, чтобы тот позаботился его сыне, и предоставил еду и все необходимое, а он все оплатит. Теперь сын не особенно страдает, ведь и теперь он получает от отца все необходимое. Больше страдает отец, так как сын не находится дома. Смысл этой притчи в том, что и сейчас, в изгнании, Всевышний продолжает о нас заботиться и посылает нам все необходимое, через разные внешние причины, скрыв Себя. Но все же Он сказал[4]: «Счастлив Царь, которого восхваляют в Его доме, а чему радоваться отцу, который изгнал своих сыновей?» Об этом и сказано: «Не увидел греха в Яакове, и не видел зла в Исраэле» — даже если они и не праведны, Всевышний не желает их проклинать и обращать внимание на их грехи. Причина этому: «Б-г его с ним»[5], как сказано: «С ним Я в беде, и любовь Б-га (Его Шхина, Его присутствие), с ним»[6]. «Б-г выводящий их из Египта — вся мощь его» — то есть, как Б-г вывел их из Египта, так выведет нас из галута и из находящейся на нас нечистоты, и поднимет выше и выше к святости.


[1] Теилим 52:5-7

[2] Бемидбар 23:21

[3] Йешаяу 63:9

[4] Брахот 3

[5] Бемидбар 23:21

[6] Теилим 91:15

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…