Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О союзе Б-га с праотцом Авраамом и сроке египетского рабства

Сказал раби Йоханан бен Закай: «В тот день заключил Б-г с Авраамом союз»[1]. Авраам сказал Б-гу: «Владыка мира! Ты не дал мне детей, а теперь говоришь, что отдашь эту землю мне и моему потомству!», как сказано: «Ведь ты не дал мне детей. что будет мне знаком, что я унаследую это землю?»[2] Ответил ему Б-г: «Авраам! Весь мир держится по слову Моему, а ты ему не веришь и просишь знака, что унаследуешь землю?! Знай, что дважды узнаешь», как сказано: «Узнаешь, узнаешь, что пришельцами будут потомки твои в чужой земле. и поработят и будут мучить их»[3].

Сказал раби Элазар бен Азарья: еврейский народ находился в Египте 210 лет (а не 400, как было сказано Аврааму). Йосефу было 17 лет, когда он спустился в Египет. А когда он предстал перед фараоном, ему было 30 лет, как сказано: «А Йосефу было 30 лет, когда он предстал перед фараоном»[4]. Затем настали семь лет благоденствия и два года голода, следовательно, Йосефу по истечении их было уже 39 лет (и после этого семья Яакова спустилась в Египет). Леви, сын Яакова, был старше Йо-сефа на шесть лет, и, когда он пришел в Египет, ему было 45 лет. Леви прожил в Египте 92 года и умер в возрасте 137 лет, как сказано: «А годы жизни Леви — 100, и 30, и семь». Когда он достиг Египта, его жена родила дочь Йохевед. Йохевед родила Моше, когда ей было 130 лет. А Моше было 80 лет, когда он предстал перед фараоном (как сказано в Ше-мот[5]). Вместе 130 и 80 — это 210, что соответствует гематрии слова рду (спуститесь). А Аврааму Б-г сказал: «И будут порабощать и мучить их 400 лет»[6].

Раби Элазар бен Арах ответил раби Элазару бен Азарье: «Б-г, предсказывая Аврааму 400 лет рабства, имел в виду, что их отсчет начинается с рождения потомства у Авраама, ведь сказано: “Пришельцами будут потомки твои”[7]. И сказано: “Ицхак назовется потомством твоим”[8], а от рождения Ицхака до Исхода из Египта прошло 400 лет». Возразил раби Йоханан бен Закай: «Но ведь сказано: “Время пребывания сынов Израиля в Египте — 430 лет”[9]!» Ответил раби Элазар бен Арах: «210 лет сыны Израиля жили в Египте. За пять лет до прихода Яакова в Египет у Йосефа родились Менаше и Эфраим, которые тоже колена Израиля, как сказано: “Менаше и Эфраим будут мне, как Реувен и Шимон”[10]. Получается 215 лет. А если дни и ночи посчитать отдельно, получится 430 лет». То есть Б-г приблизил избавление (посчитав дни и ночи отдельно) в заслугу праотцев, вершин мира, как сказано: «Голос возлюбленного моего — вот он идет, перепрыгивая через горы»[11].

Сказал раби Элиэзер: сначала евреи жили в Египте спокойно, ничего не боясь, пока не пришел Игнон, из потомков Эфраима, и не сказал: «Б-г открылся мне, чтобы я вывел вас из Египта». Люди колена Эфраи-ма, гордые тем, что они — из царской семьи (потомки Йосефа) и сильные воины, собрали свои семьи и отправились в путь. А египтяне бросились вдогонку и убили их всех. А было их 200 тысяч, о них сказано: «Сыны Эфраима, вооруженные луком, пали в день битвы»[12].

Сказал раби Янай: египтяне порабощали еврейский народ в течение одного часа дня Б-га, что соответствует нашим 83 годам и трети года, пока не родился Моше. Колдуны предупредили фараона, что должен родиться мальчик, который выведет евреев из Египта. Фараон решил: пусть бросают в реку всех новорожденных мальчиков, и этого избавителя тоже бросят, как сказано: «Всякого новорожденного мальчика бросайте в реку»[13]. Это исполнялось в течение трех лет и одной трети года, а потом родился Моше. Тогда сказали колдуны фараону: «Он уже родился, но скрыт от нас». Фараон велел им: «Раз он уже родился, больше

не бросайте детей в реку, а порабощайте их родителей, чтобы сделать их жизнь горькой», как сказано: «И сделали их жизнь горькой»[14].

Сказал раби Нетанэль: родители Моше увидели, что он выглядит как ангел (его лицо излучало свет), сделали ему обрезание на восьмой день и назвали его Йекутиэль («упование на Б-га»). Раби Шимон сказал: его назвали Тов, как сказано: «И увидела, что он хорош (тов)»[15]. Мать прятала Моше под полом в течение трех месяцев. А когда истекли три месяца, она уже больше не могла его прятать (так как египтяне продолжали искать по домам), положила его в ларец и опустила в реку возле берега, в камышах. Б-г всё предвидит заранее. Батья, дочь фараона, страдала тяжким кожным заболеванием и не могла мыться горячей водой. Поэтому она спустилась к реке и увидела плачущего еврейского ребенка. Она протянула руку, взяла его и исцелилась. Батья поняла, что перед ней праведник, и спасла ему жизнь. Всякий, кто сохранил жизнь одному еврею, как будто спас весь мир. А тот, кто уничтожает еврея, как будто уничтожает весь мир. В заслугу своего поступка Батья удостоилась приобщиться к еврейскому народу и была названа дочерью Б-га (Бат-ЯГРГП. Бат означает «дочь», а последние буквы имени — йуд и Нэй — образуют Имя Творца).

Моше растили все обитатели дворца фараона, как сказано: «И вырос Моше, и вышел к своим братьям»[16]. Моше шел по еврейскому стану и увидел, как египтянин бьет одного из представителей семьи Кеата, которые были родственниками Моше, из колена Леви, как сказано: «И увидел египтянина, избивающего еврея из братьев его»[17]. Моше проклял египтянина, этим самым убив его, и зарыл в еврейском стане, как сказано: «И зарыл его в песке»[18]. А «песок» — это намек на сынов Израиля, как сказано: «И сыны Израиля числом будут как песок морской, который не измерить и не исчислить»[19].

На следующий день Моше вышел в еврейский стан и увидел там двух евреев, которые ссорились между собой, это были Датан и Авирам. «И сказал Моше злодею: “Почему ты собираешься ударить ближнего своего?!”»[20] Датан сказал ему: «Ты хочешь убить меня своими устами, как сделал это с египтянином!», как сказано: «Кто поставил тебя начальником и судьей над нами?! Ты хочешь убить меня, как убил египтянина!»[21]

Когда Моше и Аарон пришли к фараону и сказали: «Так сказал Б-г Израиля: “Отпусти народ Мой!”»[22], фараон ответил им: «Кто такой Б-г, чтобы я слушался Его и отпустил евреев?! Я не знаю Б-га и евреев не отпущу»[23]. Аарон тут же бросил перед фараоном свой посох, который превратился в ядовитую змею. Тогда фараон позвал своих колдунов, они бросили свои посохи на пол, и те превратились в ядовитых змей. Посох Аарона снова стал посохом, погнался за ними и проглотил, как сказано: «И поглотил посох Аарона их посохи»[24]. Моше сунул руку за пазуху, и рука покрылась проказой. И колдуны проделали то же самое. Каждую казнь, которую Б-г наводил на египтян, колдуны тоже могли сделать, пока Б-г не обрушил на них нарывы шхин. Их они сделать не могли, как сказано: «И не могли колдуны устоять против Моше и Аарона из-за нарывов»[25].

Сказал раби Акива: надсмотрщики фараона стали убивать евреев между стенами, которые те строили. Евреи возопили к Всевышнему, и Он услышал их стенания, как сказано: «И услышал Б-г их стенания, и вспомнил Б-г союз»[26]. А еще еврейских детей кидали в огненную печь, как сказано: «А вас взял Б-г и вывел из железной печи, из Егип-та»[27]. Всевышний отплатил египтянам той же монетой и убил их первенцев, как сказано: «Поразивший первенцев Египта»[28]. Когда евреи выходили из Египта, Всевышний сбросил всех египетских идолов, и они разбились, как сказано: «А идолов их судил Б-г»[29].

Сказал раби Йосе: египтяне оскверняли сынов Израиля и их жен. Внук Дана женился на женщине из своего племени по имени Шломит

бат Диври. В ту же ночь к ней пришли надсмотрщики фараона и убили ее мужа, а она забеременела… Когда евреи вышли из Египта, этот сын Шломит стал проклинать и хулить Б-га, как сказано: «И хулил сын женщины-еврейки Б-га и проклинал»[30].

Сказал раби Ишмаэль: пять пальцев правой руки Б-га связаны с избавлениями. Мизинцем Он показал Ноаху, как строить ковчег, как сказано: «А вот как сделаешь его»[31]. Безымянным пальцем Он поразил Египет, как сказано: «Это — перст Б-жий»[32]. Средним пальцем Он написал заповеди на скрижалях, как сказано: «Каменные скрижали, надпись на которых (сделана) перстом Б-га»[33]. Указательным пальцем Б-г показал Моше, что должны дать евреи для выкупа (половину шекеля), как сказано: «Это дадут»[34]. А большим пальцем и всей остальной рукой Б-г в будущем уничтожит всех врагов, как сказано: «Поднимется рука Твоя на злодеев, и все враги Твои будут уничтожены»[35].


[1] Берешит 15:18.

[2] Берешит 15:3-8.

[3] Берешит 15:13.

[4] Берешит 41:46.

[5] Шемот 7:7.

[6] Берешит 15:13.

[7] Берешит 15:13.

[8] Берешит 21:12.

[9] Шемот 12:40.

[10] Берешит 48:5.

[11] Шир а-Ширим 2:8.

[12] Теилим 78:9.

[13] Шемот 1:22.

[14] Шемот 1:14.

[15] Шемот 2:2.

[16] Шемот 2:11.

[17] Шемот 2:11.

[18] Шемот 2:12.

[19] Ошеа 2:1.

[20] Шемот 2:13.

[21] Шемот 2:14.

[22] Шемот 5:1.

[23] Шемот 5:2.

[24] Шемот 7:12.

[25] Шемот 9:11.

[26] Шемот 2:24.

[27] Дварим 4:20.

[28] Теилим 136:10.

[29] Бемидбар 33:4.

[30] Ваикра 24:11.

[31] Берешит 6:15.

[32] Шемот 5:15.

[33] Шемот 31:18.

[34] Шемот 30:13.

[35] Миха 5:8.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…