Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Официант, которым были недовольны посетители, и евреи, вышедшие из Египта

Есть еще одно объяснение, зачем Всевышний просил Моше велеть евреям набрать имущество и драгоценности у египтян, и почему это было сделано «чтобы не сказал тот праведник…».

Притча.

Один человек решил поработать официантом — раздавать людям на трапезе еду. Чтобы научиться этой работе, он спрашивал у тех, кто часто ходит на застолья, в каком порядке следует подавать на стол блюда. Ему объяснили, что сначала подают рыбу, а затем жаркое с хреном. В городе устроили застолье, и новый официант разносил еду. Было много гостей, и они сидели за двумя столами. Когда подавали рыбу, официант взял два блюда с рыбой и поставил по одному на каждый стол. Затем, он взял блюдо с мясом и тарелку с хреном и поставил блюдо с мясом на один стол, а с хреном — на другой. Люди были недовольны: «Почему ты подаешь нам хрен, и не подаешь мяса?!»

Смысл этой притчи понятен. Когда выходили из Египта, еще не пришло время получить большое богатство, так как еще не закончился весь срок изгнания. По справедливости, было уместно решить, что большое богатство получат потомки после окончательного избавления. Поэтому и сказано в Мидраше: «.чтобы этот праведник не сказал» — чтобы не сказал, что горечь порабощения испытало на себе это поколение, а богатство получит другое поколение, которое не страдало.

«Месяц этот для вас — начало месяцев. Первый он у вас из месяцев года»[1].

Написано в Мидраше[2]: «Первый он у вас»[3] — это намек на Всевышнего, который назван Первым, как сказано: «Я Первый.» (Пророк Йешаяу говорит про Творца: «Я первый. и Я последний». (Это образное выражение. Имеется в виду, что Творец был до всех творений, и будет, когда эти творения исчезнут — прим.), и на Цион, который назван первым, как сказано: «Небеса, престол Славы Творца, созданы первыми, и место (Храма)»[4][5], и на Эйсава, который назван первым, как сказано: «И вышел первым…»1. И Машиах тоже назван первым, как сказано: «первый (придет на) Цион и возвестит о собрание изгнанников.»[6]. Придет Всевышний, названный Первым, построит Храм, названный первым и накажет Эйсава, названного первым, и придет Машиах, названный первым в первом месяце (как сказано, этот месяц для вас — начало (первый) месяцев).

Разъясним эти слова Мидраша.

Притча.

Два бедняка скитались из города в город. Один из них был здоров и силен, и никогда не испытывал болей, а другой — совсем наоборот — не было такой болезни, которой бы он не болел, и не было на нем живого места. Здоровый бедняк постоянно насмехался над больным и его слабостью, и постоянно хвалился своим здоровьем, а его обиженный спутник жаловался Всевышнему на оскорбления: «Вспомни, Всевышний, как оскорбляет меня этот негодяй, и сделай так, чтобы его здоровье и сила стали причиной его падения, а мои болезни и слабость — причиной моего спасения!» И Всевышний услышал его молитву: Однажды они попали в столицу, а в то время умер самый сильный воин царя, равного которому не было, и который был чрезвычайно уважаем царем и министрами. Кроме того, в ту пору умер в столице и самый лучший врач. Царь был очень расстроен и разослал гонцов по всему королевству, чтобы нашли достойную замену обоим. Гонцы разыскали подходящих людей и привели их к царю, который пожелал испытать их. Сказал силач: «Пусть приведут сильного и здорового человека, и я убью его легким прикосновением!» А врач сказал: «Приведите ко мне больного многими болезнями, и я его вылечу!» Царь велел отыскать подходящих людей. Царским гонцам встретились эти двое бедняков, и они посадили их в карету и привезли во дворец. Здоровый бедняк сказал больному: «Смотри, за мной послали царских гонцов! Ведь кого захочет царь облагодетельствовать, как не меня?!» А больной смолчал, и молился. Царь счел бедняков подходящими для проверки кандидатов. Он поставил здорового перед силачом, и тот с легкостью разделался с ним, как и обещал. А больного он отдал на попечение врача, который вылечил его от всех болезней.

Смысл этой притчи в том, что в наши дни есть люди, которые с глупой гордостью говорят: «Кто такой Б-г?», как сказано: «Сказал нечестивец в сердце своем: нет Б-га»67. Но в будущем, да наступит оно в скором времени, амен, Слава Б-га откроется всем, и все творения будут знать своего Творца. Каким образом узнают Его все народы, и увидят Его власть? Когда Он сделает чудеса, противоречащие естественному ходу событий: повергнет могучих до земли, и вознесет униженных до небес. Он возьмет народ, который в то время будет обладать наибольшей властью, и низвергнет его до земли, а затем возьмет народ, который в ту пору будет принижен, и вознесет его. Эти два действия докажут всем, что «Б-г един и имя Его едино». Об этом и говорит вышеприведенный Мидраш: «Придет Всевышний, названный Первым…» — грядет время, когда Всевышний явит и объявит всему миру свое могущество и царство, ведь он Первый, существовавший раньше всего творения. А покажет Он это тем, что построит Храм, названный первым — и который сейчас разрушен, и накажет Эйсава, который назван первым. Два эти действия распространят по всему миру знание, что все в мире сделано рукой Б-га, ведь Он Владыка над всеми творениями, Первый и Последний.


[1] Шмот 12:2

[2] Мидраш Шмот Раба 15:1

[3] Йешаяу 44:6

[4] Ирмеяу 17:12

[5] Берешит 2:2

[6] Йешаяу 41:27

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…