Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Иосиф, Магид из Дубно, Еврейская притча, Небесный суд
«И позвал (Яаков) сына своего Йосефа… положи руку твою под бедро мое и окажи мне милосердие и истину»[1].
Вот разъяснение к этому стиху:
Притча. Один человек хотел дать своему другу большой денежный подарок через определенное время. Но он опасался, что его жена будет возражать, а потому решил дать другу долговое письмо, подписав его при свидетелях. Таким образом, когда придет время, его жена не сможет помешать, и требуемая сумма будет выплачена.
В нашем случае выплата долга называется милосердием и истиной — когда получатель предъявит в суде долговое письмо — это будет истиной, так как подписавший письмо должен будет заплатить, как обязался. Но это также будет милосердием, ведь выдавший это письмо проявил милосердие тем, что по собственному желанию написал это долговое письмо, чтобы сделать добро другу.
Это то, что просил Яаков у Йосефа, да покоится с миром: «.и окажи мне милосердие и истину, не хорони меня в Египте. но вместе с моими отцам» (в земле Кнаан, в пещере Махпела — прим.) Если бы Йосеф не поклялся, то его поступок был бы только милосердием. Но Яаков попросил его поклясться это сделать, и теперь его поступок назвался также и истиной, так как это теперь стало его обязанностью — исполнить клятву. Для чего это было нужно? Яаков знал, что если Йосеф не поклянется, фараон не даст Йосефу отправиться в страну Кнаан. Только когда Йосеф сказал фараону: «Мой отец взял с меня клятву»[2], тот ответил: «Поднимись и похорони своего отца, как ты ему поклялся»[3]. (Приводит Талмуд[4], что фараон не хотел разрешать Йосефу забрать тело Яакова из Египта. Но побоялся, что если не разрешит Йосефу исполнить клятву, данную отцу, то Йосеф, в свою очередь, будет считать себя свободным от клятвы фараону. Фараон знал 70 языков народов мира, как и Йосеф, но Йосеф знал дополнительно лашон акодеш (святой язык) — иврит. И Йосеф дал клятву фараону никому не говорить о том, что он знает больше фараона. — прим.)
[1] Шир а-Ширим 2:7
[2] Мегила 7
[3] Берешит 47:29
[4] Берешит 50:5
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы