Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда человек стоит у входа в Ган Эден, пророк Элияу провозглашает: «Откройте врата, и войдет народ праведный, хранящий верность»

Сказал раби Элиэзер: «Я глубоко осмыслил сказанное: “Смотри, дал Я сегодня тебе жизнь и добро, смерть и зло”[1]. Всевышний сказал: “Вот два пути, которые я предоставил народу Израиля: один — путь добра, а другой — путь зла. Путь добра — это путь жизни, а путь зла — это путь смерти”. На пути добра есть две дороги: проявлять большее старание в выполнении заповедей по отношению к Всевышнему и проявлять большее старание в выполнении заповедей по отношению к другим людям. Пророк Элияу, да будет благословенна память его, шел посередине между этими путями».

Когда человек стоит у входа в Ган Эден, пророк Элияу провозглашает: «Откройте врата, и войдет народ праведный, хранящий верность»[2]. Пророк Шмуэль стоял на распутье двух этих дорог и размышлял: «По какой дороге мне идти? Если буду больше выполнять заповеди по отношению к Творцу, второй путь покажется правильнее, а если буду больше выполнять заповеди по отношению к людям — первый путь покажется лучше. Беру в свидетели небо и землю, что воспользуюсь обеими». Сказал ему Всевышний: «Ты стоял между этими двумя дорогами добра, а Я дам тебе три дара». Это учит нас, что всякий, кто хочет и выполняет заповеди по отношению к Всевышнему и делает добро людям, наследует три дара: жизнь, праведность и уважение, как сказано: «Тот, кто гонится за праведностью и добрыми делами, найдет жизнь, праведность и уважение»[3].

На пути к злу есть четыре входа, и каждый из них охраняют семь ангелов — четверо снаружи и трое изнутри. Те, кто снаружи, милосердны, а те, кто внутри, жестоки. Когда человек подходит к первому входу, милосердные ангелы встречают его и говорят: «Зачем тебе заходить в это пламя?! Зачем тебе находиться среди искр и углей? Послушай нас, вернись!» Если человек слушает их — благо ему, а если нет, ему говорят, что там нет жизни. Когда человек подходит ко второму входу, ему говорят: «Ведь ты вошел уже в первый вход, не заходи еще и во второй!» Милосердные ангелы встречают его и говорят: «Зачем тебе отдаляться от Торы Всевышнего?! Ведь тебя будут называть нечистым и будут сторониться тебя! Послушай нас, вернись!» Если слушает их, благо ему, а если нет — ему говорят, что там нет жизни.

Когда он подходит к третьему входу, там ему говорят: «Ведь ты уже вошел в первый и второй вход, зачем тебе заходить еще и в третий?» Милосердные ангелы встречают его и говорят: «Зачем тебе быть стертым из Книги Жизни?! Не лучше ли тебе быть в нее записанным, чем вычеркнутым из нее? Послушай нас, вернись!» Если слушает их, благо ему, а если нет — горе ему. Если он подходит к четвертому входу, ему говорят: «Ведь ты уже вошел в третий вход, не входи еще и в четвертый!» Милосердные ангелы встречают его и говорят: «Вот ты вошел во все предыдущие входы, не послушал нас и не вернулся. До этого момента Всевышний прощает грехи и говорит каждый день: “Вернитесь!”, как сказано: “Вернитесь, вернитесь, сыны-отступники”[4]». Если слушает их, благо ему, а если нет — горе ему и его судьбе. А жестокие (ангелы) говорят: «Поскольку он не послушался, пусть покинет его душа его», как сказано: «Выйдет душа его, и тело вернется в землю»[5]. О них сказано: «Ведь всё это сделает Всевышний два и три раза с человеком»[6]. Сказал ему (раби Элиэзеру бен Урканусу) Б-г: «Ты сделал себя как тройной нитью (Торой, служением Творцу и добрыми делами). Жизнью твоей клянусь, что о тебе будут говорить стих: “Целостным будь перед Всевышним”[7]».


[1] Дварим 30:15.

[2] Йешаяу 26:2.

[3] Мишлей 21:21.

[4] Ирмеяу 3:14.

[5] Теилим 146:4.

[6] Иов 33:29.

[7] Дварим 18:13.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…