Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Связь Б-га с еврейским народом неразрывна. Б-г всегда наблюдает, что происходит с евреями. Есть разные формы и уровни наблюдения. Но основные линии можно понять из стиха в «Шир а-Ширим». Это поэма любви и неразрывной связи между Б-гом и еврейским народом.

В праздник Песах в ашкеназских общинах принято (Рамо 490:9) читать «Шир а-Ширим» («Песнь песней»). Обычно это делают в субботу: в этом году в Израиле читают ее в первый день Песаха, а вне Израиля — в восьмой.

Связь Б-га с еврейским народом неразрывна. Б-г всегда наблюдает, что происходит с евреями. Есть разные формы и уровни наблюдения. Но основные линии можно понять из стиха в «Шир а-Ширим». Это поэма любви и неразрывной связи между Б-гом и еврейским народом.

Там сказано: «…вот стоит он за стеной, заглядывает в окна, засматривает сквозь щели» (2:9). Б-г стоит за нашей стеной — «омэд ахар котлену», «машгиах мин а-холонот» — наблюдает из окон, «мэциц мин а-хараким» — засматривает сквозь щели.

Это виды наблюдения (Ашгаха) Б-га за еврейским народом. Виленский Гаон (а-Гро) спрашивает: а в чем различие — наблюдать сквозь окна или сквозь щели? И отвечает: окна — большие, когда кто-то смотрит в окно на другого, и наблюдатель видит того человека, и самого наблюдателя можно увидеть. А щели — маленькие, наблюдатель может видеть того, за кем наблюдает, а «объект» его не видит.

Б-г наблюдает, видит нас и заботится о нас, но мы это не всегда видим и понимаем, потому что это — «сквозь щели».

Известна притча: царь изгнал своего сына на остров, где живут только разбойники и дикие звери, но жалеет царевича и заботится о нем. Наблюдает за ним «с удаленного доступа». На острове размещена охрана, которая не показывается, иногда отец приезжает туда сам, смотрит из-за зарослей. Сын под наблюдением в каждый момент, но он этого не видит. Если нападают звери или разбойники, царевич видит: «совершенно случайно» приходит какой-то солдат или какой-то отряд, неожиданно оказавшийся на острове, и нападающие разбегаются… Царский сын не знает, что он под охраной, думает, что о нем никто не помнит и не заботится, но каждый раз почему-то совершенно случайно спасается в последний момент.

Это две основные формы. Мы не только «видим» или «не видим». Есть и еще возможности: больше видим или чувствуем, меньше... Еврейский народ в течение многовекового галута (изгнания) не мог бы сохраниться без такого наблюдения. Но оно ведется на разных уровнях. В галуте, мы, в целом, не можем его почувствовать. Но кто внимательно всматривается, тот может увидеть и почувствовать и более скрытое наблюдение Б-га. Наблюдение Б-га над еврейским народом имеет сотни и тысячи уровней.

Слышал от одного еврея красивое выражение: «Ашгаха — занавес, за которым Б-г скрывается, — достаточно плотный для того, кто не хочет видеть, и достаточно прозрачный для того, кто видеть хочет…»

 


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…