Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В эту субботу мы читаем недельную главу «Цав» («Прикажи»). Пурим в этом году выпадает на четверг (начинается вечером в среду), а Шушан Пурим — на пятницу (начинается вечером в четверг). Таанит Эстер (Пост Эстер) — с восхода зари в среду. Праздник Пурим говорит нам о скрытом руководстве Б-га, как Б-г во все временя «из-за кулис» руководит судьбой еврейского народа. И наша сила — в связи с Торой и с Тем, Кто руководит миром, в связи с Б-гом. Насколько мы верны Б-гу и Торе, настолько Б-г заботится о нас. Еще один вывод из истории Пурима — о важности единства и сплоченности еврейского народа. Заповеди Пурима — посылать подарки друзьям и помогать бедным. Связь евреев между собой, любовь и дружба — это сила нашего народа. Когда один еврей заботится о другом, о нуждающихся, это создает единство еврейского народа, а когда народ един, связан с Торой и Б-гом, это дает ему силу выстоять против всех врагов и преследователей.

Когда был издан указ об уничтожении евреев всего Персидского государства, Мордехай передал Эстер копию царского указа и повеление: явиться к царю и умолять о милости для своего народа. Ответила Эстер: «Все служители царя и народ областей царских знают, что для каждого мужчины или женщины, которые придут незваными во внутренний двор к царю, один закон для них — смертная кара; только тот, кому протянет царь свой золотой скипетр, тот останется в живых. А я не звана была к царю вот уже тридцать дней» (Эстер 4, 11).

Иными словами, Эстер говорит Мордехаю: идти к Ахашверошу смертельно опасно, да и бесполезно. Если он протянет мне скипетр, значит, он спас мне жизнь. Как смогу я просить ещё о чём-то? Кроме того: меня не звали к царю уже тридцать дней. По-видимому, в ближайшие дни царь меня пригласит во дворец, и тогда я скажу ему всё, что надо, об этом вопросе. А если он меня не зовёт потому, что потерял ко мне интерес, то мои слова будут для него как прошлогодний снег и ничего не смогут изменить. Кажется, позиция Эстер очень логична и обоснованна.

Что на это отвечает Мордехай? — «Не полагай в душе своей, что спасёшься в доме царском (одна) из всех евреев. Ибо если ты промолчишь в такое время, спасение и избавление придут к евреям из иного места, а ты и дом отца твоего погибнете; и кто знает, будешь ли ты к тому времени (ко времени исполнения указа) у царства» (4, 13-14). Совершенно непонятно, почему Мордехай требует от неё идти к царю немедленно, посылает, в сущности, на верную гибель, когда тех же целей можно достичь иным путём, а до исполнения указа остаётся почти год (11 месяцев). Почему Мордехай требует от неё этого, и в чём он её подозревает?

Эстер соглашается поступить так, как велит Мордехай, но просит, чтобы весь народ постился и молился за неё три дня. Почему Мордехай принял подобное решение? Постараемся понять это.

Указ был уже подписан и разослан. А Персия была государством закона, не анархии. Указ, утверждённый царём и разосланный, не мог отменить даже сам царь. По законам Персидского государства царь становился «заложником» своего же указа: «…потому что того, что написано именем царя и скреплено перстнем царским, нельзя отменить» (8, 8). Поэтому Мордехай хорошо представлял себе, что будет, когда Ахашверош позовёт Эстер и та станет просить его за евреев. Царь скажет ей: «А что я могу сделать? Не будем разглашать, что ты еврейка, и ты останешься в живых. А что касается прочих евреев — это не в моих руках. По закону указ отменить уже невозможно. Может быть, создадим комиссию? Она рассмотрит проблему и, может быть, найдёт какой-то выход?».

Мордехай понимал: единственный способ «переломить ситуацию» — идти на прорыв. Если любимая царица идёт на верную смерть, определённо, у неё на это веская причина. Вряд ли она просто хочет сказать царю «доброе утро», из-за этого на смерть не идут.

Поэтому царь, протянув ей скипетр, сразу спрашивает: «Что у тебя, царица Эстер, и в чём просьба твоя? Хоть полцарства (проси) — и будет тебе дано» (5, 3). Эстер видит, что время для просьбы ещё не пришло, и просит царя пожаловать к ней на пир. Царь понимает, что не ради этого царица рискует жизнью. Видимо, ей удобнее будет изложить свою просьбу на пиру.

Во время пира царь вновь спрашивает её: «И в чём просьба твоя? Хоть полцарства (проси) — и выполнено будет» (5, 7). Эстер отвечает: пусть придёт царь с Аманом и завтра на пир (5, 8). Теперь царь уже испытывает напряжение: что-то тут не гладко. Непонятны действия Эстер, непонятно, зачем она приглашает его на пир и, тем более, вместе с Аманом. Это пробуждает ревность царя к Аману. Ночью царь не может заснуть. Не готовят ли против него бунт?..

И когда после всего этого Эстер сообщает ему, что злобный Аман уготовил гибель ей и её народу, Ахашверош чувствует облегчение. И решает: пусть летит голова с плеч Амана, лишь бы моя осталась на плечах! А как же указ? Царь издаст новый указ (не отменяя первого, лишь «дополняя» его): евреям всех городов царства Персидского разрешено собраться и защищать свою жизнь! Истреблять всех вооружившихся из народа и из области, кто готов напасть на них! Новый указ царю издать разрешено… А в чём Мордехай подозревал Эстер, говоря ей: «Не полагай в душе своей, что спасёшься в доме царском (одна) из всех евреев…»?

Часто человек очень логично и убедительно защищает свою позицию, а в действительности под логикой лежат личные желания и интересы. Мордехай говорит Эстер: ты не хочешь подвергнуть свою жизнь опасности ради спасения еврейского народа, потому что чувствуешь — ты в безопасности. В опасности только еврейский народ. Зачем тебе рисковать собой ради их спасения? На самом же деле всё наоборот. Ты в такой же опасности, как и каждый из евреев. Будешь ли ты к тому времени у царства? Но еврейскому народу гарантирована вечность. А вот лично тебе Всевышний ничего не гарантировал. Ты и дом отца твоего можете пропасть. Иди, умоляй царя, пока у тебя есть такая возможность!

Эстер послушалась слов Мордехая. И спасение еврейскому народу пришло через неё.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…