Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По мнению Рамбама, нет обязанности добавлять время к Шабату, но большинство мудрецов не согласны с ним

Перед наступлением Шабата принято зажигать свечи. Обычно это делается за 18 минут до захода Солнца1. Каковы причины этого обычая?

Считается, что, зажигая субботние свечи за 18 минут до захода Солнца, еврей выполняет эту заповедь в том числе и по мнению раби Элиэзера из Мец, который учил, что время «бейн ашмашот»2 начинается еще до захода Солнца. Тем не менее, почему свечи зажигаются именно за 18 минут до захода, а не раньше и не позже, не совсем понятно. Если считать, что человек проходит милю3 за 18 минут (как определяет «Шулхан Арух», и так, на самом деле, принято сегодня считать), то достаточно зажечь немного раньше чем за 13.5 минут до захода4, а если человек проходит милю за 24 минуты (по мнению раби Элиэзера из Мец), то нужно зажечь свечи раньше, чем за 18 минут до захода, поскольку ровно 18 минут до захода — это слишком поздно, ведь время «бейн ашмашот», по его мнению, уже наступило.

Возможно, мы зажигаем свечи за 18 минут до захода Солнца чтобы просто увеличить продолжительность Субботы? Действительно, количество времени, которое следует добавить как «тосефет Шабат»5, не было точно определено законоучителями «ришоним». Почему же принято добавлять именно 18 минут?

Я хочу предложить возможное объяснение правила 18 минут прямо из Мишны6 («Шабат» 2.7), где сказано, что перед началом Субботы хозяин дома обязан спросить у домочадцев, если они уже успели сделать «эрув»7. После этого он говорит: «Зажигайте субботние свечи». По логике вещей, вопрос про «эрув» целесообразно задавать загодя, пока еще есть возможность исправить ситуацию, в случае его отсутствия. Согласно Талмуду8 под «эрувом» здесь подразумевается «эрув техумим»9. Получается, что глава семьи должен спросить, сделали ли этот «эрув», не позднее чем за 18 минут до захода Солнца, (чтобы успеть пройти милю и сделать «эрув техумим»). Сразу после он говорит: «Зажигайте субботние свечи». Казалось бы, на это можно возразить: если «эрув» еще не сделан, тот, кого пошлют делать его, не увеличит тем самым продолжительность Шабата! Ответ состоит в том, что «эрув техумим» можно делать только ради заповеди, а в такой ситуации разрешено не добавлять к Субботе дополнительное время10.


1. Хотя в некоторых местах, и в частности в Иерусалиме, зажигают раньше, а вне Израиля некоторые зажигают немного позже.

2. «Бейн ашмашот» (дословно «между светилами») — время между заходом Солнца и наступлением ночи, когда зашедшее за горизонт Солнце еще дает слабый свет, и есть неуверенность, день сейчас или ночь. По еврейскому закону, Шабат начинается с заходом Солнца, т.е. еще до наступления времени, когда возникает сомнение, наступила ночь или нет.

3. Согласно Талмуду, «бейн ашмашот» — особый период до Шабата, когда уже нельзя делать работу. Он равен времени, за которое человек способен пройти ¾ мили. Миля («мил») — это мера длины, равная 960м, по мнению рава Хаима Ноэ, или 1152м, по мнению Хазон Иша.

4. Как делают, например, сатмарские хасиды, которые зажигают субботние свечи за 15 минут до захода.

5. Заповедь «тосефет Шабат» предписывает добавлять к святому от будничного. По мнению большинства мудрецов, это заповедь из Торы. Но минимальное время, которое предписывается добавлять к Субботе, не определено, и по многим мнениям достаточно добавить несколько минут до захода Солнца.

6. Эту главу Мишны читают во время церемонии «Кабалат Шабат» (Встреча Субботы), хотя хасиды вместо нее читают отрывок из книги «Зоар».

7. Ниже будет объяснено, о каком «эруве» речь.

8. «Шабат» (34а), см. комментарии Тосафот и рабейну Хананеля от имени Иерусалимского Талмуда.

9. «Эрув техумим» — трапеза, которую нужно оставить на расстоянии от города, чтобы потом в Шабат можно было идти в другой город на расстояние до двух миль. Этот «эрув» ставят не более чем в 1 миле от города. В отличие от данного типа «эрува», который можно сделать только засветло, «эрув хацерот» можно делать и в «бейн ашмашот». «Эрув хацерот» — это определяемая алахой процедура, формально объединяющая два владения в одно в Шабат, чтобы по ошибке не был нарушен субботний запрет переносить вещи из владения во владение.

10. Заметим, что по мнению Рамбама вообще нет обязанности добавлять время к Шабату — он считает, что добавить время необходимо только к Йом Кипуру. Однако большинство мудрецов не согласны с ним.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…