Из цикла «Сын мой, первенец Израиль», темы: Страдания, Машиах, 13 основ веры, Геула, Рав Эзриэль Таубер
Суть двенадцати из тринадцати основ — в ожидании Машиаха. «Я верю полной верой в приход Машиаха, и хотя он задерживается, буду ждать каждый день, когда он придет». Мало веры! Надо еще ждать! Рамбам (Гилхот млахим) постановил: «Всякий, кто не верит в него или не ждет его прихода, не только изменяет всем пророкам, но и самой Торе Моше-рабейну». — Кто не верит в приход Машиаха, изменяет основе и выпадает из определения «еврей»!
В этом, по сути, содержание известной Гемары (Шабат, 31:1), которая говорит, что один из первых вопросов, которые зададут человеку после его смерти — «ты ждал спасения»? Ждать спасения — особое дело!
Вот о чем я подумал, когда меня беспокоил этот вопрос. Евреи прошли в течение истории много тяжелых периодов (для всего народа это были, например, войны, и у отдельных людей бывают времена, когда все кажется черным, и не видно выхода). Тогда за неимением лучшего человек начинает надеяться, что придет Машиах и решит все его проблемы.
Обратите внимание: это не ожидание прихода Машиаха! В такое время он для человека — лишь одно из решений его проблем. Ципия амитит, настоящее ожидание Машиаха возможно только, когда у человека есть иные выходы, но он ими не пользуется, предпочитая надеяться на Б-га и ждать настоящего освобождения, геулы. Рассказывают, что хасид спросил своего адмора (ребе своего направления), почему Машиах до сих пор не пришел? — Я его так жду… Рав ответил: Машиах, которого ты ждешь, не придет никогда! А Машиаха, который действительно придет, ты еще никогда не ждал.
Народ Израиля сейчас в большой беде, и обычным способом из нее нет никакого выхода. И не только Народ Израиля (и жители страны Израиля). Вся западная цивилизация сейчас перед страшной угрозой! После падения башен-близнецов американское правительство объявило: «Америка уже никогда не будет такой как прежде». Сегодня все признают, что из галута Ишмаэля[1], в котором мы находимся, нет выхода.
В таком ужасном положении, кто не ждет спасения? Человек, который слег, помилуй Б-г, и у него уже больше нет надежды, думает: «Только Машиах может меня спасти»!
Я сам спасся от Катастрофы только благодаря Машиаху. Не мог выдержать ужасных обстоятельств — голода, жажды и так далее — но отец мой, благословенной памяти, все время поддерживал меня, говоря «Машиах уже по дороге, он уже пришел!». Ожидая его, я спасся.
Но… это не настоящее ожидание геулы.
Да, мы стараемся укрепиться: принимаем гостей, говорим Теилим, больше учим Тору, работаем над характером, следим за языком. Это замечательно, так и надо. И все же иногда по отношению к себе в сердце зияет пустота: разве прежде в тяжкие времена Катастрофы или погромов Хмельницкого великие в Израиле не призывали людей укрепиться во всех отношениях? Наш великий учитель Хафец Хаим сам ездил по разным местам, чтобы речами пробудить сердца, и магиды (проповедники) посещали города и деревни. И все же Машиах не пришел. Так неужели ко мне, недостойному, придет? За какие заслуги?
Не пришел я, не дай Б-г, критиковать Народ Израиля. Эти слова просто из разряда нахпеса даркейну венахкора венашува эль Ашем — «будем искать наши дороги и исследуем, и вернемся к Творцу» (Эйха, 3:40). В течение всей истории, по-моему, не было еще периода такого ужасного хилуль Ашем (осквернения имени Творца недостойными делами, нарушением Его заповедей) перед народами, как в нашу эпоху, в пятьдесят последних лет. Народ Израиля проживает на святой земле, в своей независимой стране, и, несмотря на это, духовное состояние опускается на самое дно. С одной стороны, мы утверждаем перед лицом народов, что владеть Иерусалимом должны мы, и в то же время, сжалься над нами, Владыка мира, плюем Ему в лицо! Нет нужды разбирать нынешнее положение в Иерусалиме и на всей Святой Земле.
Все это усугубляет проблему, поскольку вера должна опираться на какую-то основу. Бизнесмен не начнет дело, не вложит средств на основе веры, в надежде, что будут прибыли. Он обязан найти какое-то подтверждение, что это произойдет. Так с чего же в наше время упадка придет Машиах? На что мы можем полагаться в наших ожиданиях?
Он не пришел даже пятьсот лет назад в святой город Цфат, когда там жили такие гиганты и праведники, как Ари акадош и автор Шулхан аруха, Альших и рав Шломо Алькабец. Они не просто занимались каждый своим выдающимся делом, но вместе молились и взывали о приходе геулы. Вставали каждую ночь, в полночь читали тикун ахацот[2] и душераздирающе плакали, прося о раскрытии Его Присутствия. Потом окунались в миквэ и всю ночь учили кабалу. А с утра и весь день учили Тору и открытое учение. И все же Машиах не пришел в их поколении[3]. Так разве в наше падшее поколение он может придти за наши заслуги?
[1] Во сне Якова о лестнице с восходящими ангелами и видении Даниэля об идоле есть намек на четыре изгнания, последнее из которых Эдом (римский галут). Но железо в стопах идола смешано с землей, как учит Зоар — это указание, что в конце будет смешанный галут. Эдом не сумел уничтожить всех евреев в Катастрофе, как собирался, и передал окончательное решение в руки Ишмаэля — Г.С.
[2] Сборник молитв для рассеяния духовной тьмы, который читают в полночь.
[3] См. о попытке восстановления Сангедрина в это время в Цфате в книге «Ам Исраэль хай. История евреев 1650-1990» — Г.С.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы